Опытно-экспериментальное исследование развития творческого потенциала подростков с помощью занятий по фотоискусству

Перспективы образования » Опытно-экспериментальное исследование развития творческого потенциала подростков с помощью занятий по фотоискусству

Творчество - деятельность, порождающая новые ценности, идеи, самого человека как творца. Ключевыми словами, относящимися к данной области, являются одаренность, оригинальность, фантазия, интуиция, воодушевление, воображение. Воображение - это важнейшая сторона нашей жизни. Оно играет огромную роль в жизни человека. Благодаря воображению человек творит, разумно планирует свою деятельность и управляет ею. С его помощью мы живем в настоящем, можем вернуться в прошлое или заглянуть в будущее. Благодаря воображению существует религия, в науке совершаются открытия, в искусстве создаются подлинные шедевры. Но воображение, как и другая психическая функция человека, требует наличие постоянной работы, если мы хотим, чтобы оно развивалось. С раннего детства жизнь требует достаточно сформированного уровня воображения. Уже к школе ребенок должен уметь ориентироваться в ситуациях, и быть готовым к предвосхищению возможных изменений. Наиболее успешно становление воображения происходит в творческой деятельности, где ребенок начинает «сочинять», «воображать», сочетая реальное с воображаемым.

Фотография является одним из действенных методов, так как позволяет подростку работать с визуальными образами, в которых происходит соединение объективного и субъективного, реального и нереального, истинного и обманчивого; прошлого, настоящего и даже будущего. Взяв фотоаппарат в руки, или позируя для фотографии, оказываемся вовлеченными в творческий процесс. Фотография - довольно новое искусство с точки зрения исторического взгляда, существующее чуть более 150 лет. А каждое искусство несет в себе функцию - оно служит отображению окружающего мира, по-своему помогает увидеть в нём то, что раньше оставалось за пределами нашего восприятия, незамеченным; узнать о том, о чём раньше не знали. Так, впуская фотографию в свою жизнь в любом ее проявлении, мы становимся Творцами.

Самосовершенствование, самореализация, развитие самосознания личности происходит в активной деятельности, направленной на преобразование окружающего мира и самого человека. Эти понятия являются общепринятыми в современной науке и основополагающими для моего исследования. Творческая деятельность, рассматриваемая мною, дает учащимся дополнительного образования широкие возможности для проявления собственной индивидуальности. Непосредственное, активное участие подростков в внеклассной деятельности раскрывает большие перспективы в деле комплексного развития и формирования творческого потенциала личности, сделает их жизнь духовно богаче и многограннее.

Актуальность темы определяется тем, что развитие творческого потенциала у детей способствует всестороннему развитию личности ребенка. Но наше время научно – технического прогресса очень тяжело заинтересовать детей, в частности подростков, заняться своим творческим образованием, развитием. Сейчас предпочтительнее компьютерные игры, интернет, социальные сети. В связи с этим встает необходимость развития творческого потенциала у детей и подростков с помощью технических средств.

Проблема исследования заключается в возможности интеграции технических средств, в развитии творческого потенциала подростков.

Цель исследования: исследовать возможности развития творческого потенциала подростков с помощью занятий по фотоискусству

Задачи исследования:

1. Рассмотреть сущность и характеристику творческого потенциала

2. Рассмотреть психолого-педагогическую характеристику подросткового возраста

3. Изучить систему дополнительного образования и рассмотреть в условиях учреждений дополнительного образования творческую самореализацию подростка

5. Рассмотреть методы и направления развития творческого потенциала подростков средством фотоискусства

6. Провести диагностическую работу для выявления оценки эффективности творческого потенциала подростков

7. Провести опытно-экспериментальное исследование развития творческого потенциала подростков с помощью занятий по фотоискусству

8. Провести анализ результатов экспериментальной работы по развитию творческого потенциала подростков с помощью занятий по фотоискусству

Объектом исследования является процесс развития творческого потенциала подростков

Предмет исследования: эффективное развитие творческого потенциала подростков в процессе занятий по фотоискусству

Гипотеза исследования: процесс развития творческого потенциала подростков будет более эффективным, если:

- будут учтены психолого-педагогические основы развития творческих способностей подростков

- будут организованы специальные занятия по выявлению творческого потенциала детей подросткового возраста искусством фотографии

- будет проводиться диагностика и активное развитие творческих способностей подростков в процессе занятий по искусству фотографии

Большое значение мы придаем изучению и учету психолого-педагогических особенностей подросткового возраста. Этому вопросу посвящены работы отечественных психологов Л.С. Выготского, И.Ю. Кулагина, Н.С. Лейтес, И.С. Кон, Л.Д. Столяренко, В.Н. Соколова и др.

К проблеме досуга и социально-культурной деятельности обращаются отечественные ученые, педагоги психологи, среди них: Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников, Е.И. Григорьева, Н.Н. Ярошенко (основы социально-культурной деятельности) и др.

Психолог Л.Г. Асмолов освещает вопросы коллективного общения индивидов вообще и подростков в частности, межличностных отношений в коллективе, психологического и климата, ценностных ориентации, нравственных норм и др.

Вопрос о фотоискусстве и фотографии освещают А.И. Копытин, Адриан Дэвис, П.Л. Ногин, А.Г. Волгин, Э. Эйнгорн

Методы исследования:

1. Теоретические

Анализ документов

а) анализ психолого-педагогической, методической литературы;

б) изучение отчётных документов деятельности образовательного учреждения в области внеклассной работы;

2. Эмпирические

а) анкетирование.

б) тестирование

в) эксперимент

База исследования: Дворец Детского (юношеского) Творчества Фрунзенского района г. Санкт-Петербурга

Теоретическая значимость работы заключается в анализе социально-педагогических основ развития творческого потенциала подростков, а так же в анализе взаимодействия подростка в работе с фотографией.

Практическая значимость: Материалы исследования и выработанные рекомендации могут быть использованы методическими службами, специалистами культурно-досуговых учреждений в работе по развитию творческого потенциала подростков.

Положения, выносимые на защиту:

1. Сущность и характеристика творческого потенциала

2. Психолого-педагогическая характеристика подросткового возраста

3. Система дополнительного образования и самореализация подростка в условиях учреждений дополнительного образования

5. Методы и направления развития творческого потенциала подростков средством фотоискусства

6. Диагностическая работа для выявления оценки эффективности творческого потенциала подростков

7. Опытно-экспериментальное исследование развития творческого потенциала подростков с помощью занятий по фотоискусству

8. Анализ результатов экспериментальной работы по развитию творческого потенциала подростков с помощью занятий по фотоискусству

Научная новизна исследования заключается в выявлении актуальной проблемы развития творческого потенциала подростков, используя, актуальные для нашего времени технологии. Вследствие чего, разработан проект, раскрывающий творческий потенциал в работе с фотографией.

Апробация исследования была проведена на базе Дворца Детского (юношеского) Творчества Фрунзенского района. Было проведено исследование, для выявления творческих способностей у 40 респондентов. Это были дети подросткового возраста 13-15 лет, воспитанники хореографического отдела (20 человек) и воспитанники спортивно-технического отдела (20 человек).


Статьи о педагогике:

Характеристика активного словаря у детей с моторной алалией
Формирование экспрессивной речи у моторного алалика затруднено нарушением аналитико-синтетической деятельности речедвигательного анализатора. Эти нарушения могут носить различный характер: а) кинестетическая оральная апраксия, т. е. трудности формирования и закрепления артикуляционных укладов, а в ...

Основные методологические подходы
1.Системный подход. Сущность: относительно самостоятельные компоненты рассматриваются как совокупность взаимосвязных компонентов: цели образования, субъекты педагогического процесса: педагог и учащийся, содержание образования, методы, формы, средства педагогического процесса. Задача воспитателя: уч ...

Методы профессионального самосовершенствования педагога
После проведения диагностики по оценке профессионально-личностные качества учителя, являющиеся примером для учеников начальной школы, нами было выявлено, что у некоторых учителей, участвующих в эксперименте, профессионально-личностные качества развиты недостаточно, поэтому для решения проблем профе ...

Меню

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.mainedu.ru