Развитие выносливости

Страница 4

Важным в методике воспитания выносливости является определение оптимального интервала отдыха между занятиями. Величина его зависит как от объема выполненной работы, так и от степени тренированности занимающихся. Исследования показывают, что недельный перерыв уже снижает достигнутую работоспособность. При двух занятиях в неделю удается лишь поддержать достигнутый уровень работоспособности; для его повышения занятия нужно проводить не менее трех раз в неделю. Более часто тренироваться можно и целесообразно, если речь идет о высококвалифицированных спортсменах, обладающих таким высоким уровнем тренированности, когда организм в состоянии не только выполнить большой объем работы, но и быстро восстановить после этого свою работоспособность.

Какова бы ни была соревновательная дистанция, в процессе тренировки «на выносливость» нужно решать еще одну задачу — воспитывать волевые качества, развивать способность стойко переносить неприятные, тяжелые ощущения утомления — умение терпеть. Появление чувства тяжести в ногах, стеснения в груди, удушье, боли в мышцах при наступлении так называемой мертвой точки вызывают желание прекратить начатую работу. И нужны большая сила воли и некоторое снижение интенсивности работы для ее продолжения. Если «мертвую точку» преодолеть, то наступает так называемое второе дыхание: спортсмен испытывает чувство облегчения и может продолжать физическую работу еще довольно значительное время.

Наступление «второго дыхания» объясняется устойчивым состоянием, при котором, в частности, имеет место переключение биохимических процессов в мышцах с анаэробных на окислительные — аэробные.

Волевые качества развиваются и при так называемых спуртах, т. е. различных по интенсивности и длительности ускорениях. Данную способность нужно специально воспитывать, так как условия и тактика спортивной борьбы нередко вынуждают изменять интенсивность работы по ходу ее выполнения.

Воспитание выносливости в упражнениях ациклической и смешанной структуры. Специальная выносливость в упражнениях смешанной структуры, где ациклические движения сочетаются с циклическими (например, в баскетболе, хоккее, произвольном фигурном катании на коньках), развивается в процессе занятий избранным видом теми же методами, которые применяются и в тренировке циклических движений, — вначале путем постепенного увеличения объема тренировочной работы, а затем ее интенсивности.

В ациклических видах физических упражнений (гимнастические упражнения на снарядах, бокс, борьба, фехтование и др.) специальная выносливость развивается путем увеличения числа выполняемых упражнений, повторного (без пауз) выполнения комбинаций, повышения плотности занятий (за счет сокращения пауз между отдельными упражнениями), увеличения числа занятий в недельном цикле.

В спортивных играх помимо воспитания общей выносливости с помощью циклических упражнений важным является воспитание игровой выносливости посредством различных по интенсивности и длительности пробежек, ускорений, прыжков, перемежаемых с относительно короткими паузами «отдыха». Такая разнородная, переменная и многократно повторяющаяся деятельность требует быстрого переключения физиологических функций с одного уровня на другой. Совершенствование всех функций, обеспечивающих воспитание игровой выносливости, достигается путем увеличения как длительности игры, так и ее интенсивности. В последнем случае обусловленная правилами продолжительность непрерывной игры уменьшается, а темп игры повышается. Такие укороченные периоды игры чередуются с интервалами отдыха и повторяются несколько раз.

Страницы: 1 2 3 4 5


Статьи о педагогике:

Информатизация химического образования
В последнее десятилетие отмечается активное внедрение компьютерных и телекоммуникационных технологий в учебно-воспитательный процесс школы. В системе государственного управления образованием этому вопросу уделяют самое пристальное внимание. Каждый день информационное сообщество российских учителей ...

Краткие характеристики классификации наглядного метода обучения
Под наглядным методом обучения понимаются такие методы обучения, при которых усвоение учащимися знаний находятся в существенной зависимости от применяемого в процессе обучения наглядного пособия или технического средства. Наглядные меч оды обучения используются во взаимной связи со словесными и пра ...

Экспериментальное изучение сформированности синтаксической структуры простого предложения у детей дошкольного возраста с ОНР 3 уровня
Экспериментальное изучение сформированности синтаксической структуры простого предложения у детей дошкольного возраста с ОНР 3 уровня проводилось на базе специализированного образовательного учреждения МДОУ «Ромашка» с. Рыбное Мотыгинского района Красноярского края. В эксперименте принимало участие ...

Меню

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.mainedu.ru