Технология формирования социальной активности студента в воспитательной системе вуза

Перспективы образования » Развитие социальной активности студента в воспитательной системе вуза » Технология формирования социальной активности студента в воспитательной системе вуза

Страница 2

Среди субъектов формирования социальной активности студенческой молодежи можно выделить: государство, общественные объединения, средства массовой информации, преподавателей и др. Каждый субъект осуществляет формирование социальной активности студенческой молодежи в рамках своих функций и реализует взаимосвязанный комплекс мер, направленный на формирование активной осознанной деятельности.

Процесс формирования должно осуществляться поэтапно:

I этап – целеустановочный, заключается в разработке общей программы развития студенческого самоуправления при активной консультативной помощи преподавателей-наставников и с учетом инициативных предложений студентов-активистов, зарекомендовавших себя в качестве лидеров, в процессе участия в воспитательных мероприятиях.

II этап – мотивационно-тренинговом происходит работа по формированию организаторской компетентности у студенческого актива. Параллельно проводится специальная работа по стимулированию мотивации участия студенческой молодежи во внеучебной деятельности.

III этап – формирования структуры органов студенческого самоуправления и распределения полномочий логически вытекает из двух предыдущих и заключается в организации демократических процедур выбора подлинного студенческого лидера.

Формирование социальной активности в педагогическом аспекте, по мнению М.В. Колесниковой, понимается как создание стройной системы педагогических ситуаций в рамках процесса обучения и воспитания, которые включают в себя определённые цели, оптимальные формы и методы, что предполагает создание определённых организационно-педагогических условий.

1) В результате планирования и целеполагания своего развития путем сравнения социально-профессиональных ожиданий и достижений в процессе профессионального становления с учетом инициативности и ответственности происходит формирование субъектной позиции студента и развитие его социальной активности.

2) Организация квазипрофессиональной деятельности студентов на основе учета сущностных характеристик феномена социальной активности в студенческой среде. Квазипрофессиональная деятельность студентов осуществляется параллельно с образовательным процессом на непрерывной основе и предполагает постоянный контакт студентов, преподавателей и специалистов-практиков.

3) Участие студентов вуза в социально-проектной деятельности.

Социальное проектирование получает все большее распространение в профессиональной подготовке специалистов, занятых в сферах работы с людьми (педагоги, психологи, менеджеры, государственные и муниципальные служащие и т. д.). Метод проектов и его разновидность — метод социального проектирования имеют большой потенциал в основном в подготовке специалистов в социально-педагогической сфере. Его сущность заключается в том, что:

– студент должен теоретически осмыслить проектируемое явление и определить практическую направленность действий по изменению данного явления;

– студент в ходе работы над проектом овладевает методологией и технологией выполнения конкретной специфической деятельности, алгоритм которой он выстраивает и предлагает реализовать для преобразования социального явления;

– студент получает возможность самостоятельно определить и реализовать конкретные действия по достижению целей и задач проекта;

– студент получает возможность взять на себя роль субъекта социально-проектной деятельности (разработчика, лидера, организатора, исполнителя и т.д.);

– студент оказывается в ситуации актуализации и мотивирования собственной социальной активности, трансформирующейся в свойство личности.

Для повышения социальной активности студенческой молодёжи эксперты по социальной педагогике рекомендуют следующее: 1)стимулирование интереса, демонстрация значимости и ценности знаний (30,2%);

2) помощь в трудоустройстве, предоставление рабочих мест и льготных условий (41,1%);

3) привлечение к участию в общественных объединениях и различных политических мероприятиях (46,9%).

Меньшее число рекомендаций экспертов направлено на применение мер административного характера, обеспечение доступности образования (20%); формирование трудовых навыков в процессе обучения (25%); информирование студентов о возможностях участия в общественно-политической деятельности (26,5%) и др.

Мы считаем, что процесс формирования социальной активности личности студента университета будет осуществляться с большей эффективностью, если:

– актуализированы ситуации ответственного поведения студенческой молодежи;

– осуществлено социально-ролевое обогащение индивидуальной жизнедеятельности личности;

– усилена эмпатическая направленность образовательного процесса.

Основными проблемами управления формированием социальной активности студенческой молодёжи в настоящее время являются: отсутствие необходимых экономических, социальных, социокультурных, правовых и организационных условий, неэффективность деятельности субъектов управления, слабая информированность студентов о возможностях самореализации и участия в жизни общества и т.д.

Страницы: 1 2 3 4 5


Статьи о педагогике:

Мотивация и природа математических знаний
Применить успешно метод мотивации в учебном процессе невозможно без знания природы математических понятий и теорий. Ответить на вопрос «Что такое математика?» так же трудно, как, согласно словам Кузьмы Пруткова, постараться «объять необъятное». Термин «математика» происходит от греческого слова «µб ...

Методы решения задач
Существуют различные методы решения текстовых задач: арифметический, алгебраический, геометрический, логический, практический и т. д. В основе каждого метода лежат различные виды математических моделей 1). Например, при алгебраическом методе решения задачи составляются уравнения или неравенства, пр ...

Методика составления комплексов силовой направленности
По утверждению И.В. Сухоцкого (1990), при самостоятельных занятиях должна обеспечиваться методическая преемственность с общей силовой подготовкой, проводимых с учащимися на уроках физической культуры и в режиме дня, а также должна планироваться и распределяться, поурочно, понедельно и помесячно тре ...

Меню

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.mainedu.ru