Организационные условия доступности образования в системе специального образования Ростовской области
В настоящее время около 4,2 % от общего количества детей, проживающих в Ростовской области, относятся к категории лиц с ограниченными возможностями здоровья и нуждаются в особых условиях получения образования. Целенаправленная работа по созданию таких условий в региональной системе специального образования Ростовской области (далее РССО) позволила выделить и обосновать наиболее общие характеристики региональной системы специального образования, обеспечивающие доступность образования для проживающих в регионе лиц с ограниченными возможностями здоровья .
Содержательные характеристики РССО Ростовской области
Последнее десятилетие в РССО Ростовской области (далее РССО Ро) как и во всём региональном образовании в целом, активизировались процессы восстановления культурно-исторических традиций донского края, культуры донского казачества. Эти процессы нашли отражение в содержании специального образования, прежде всего в его региональном компоненте. Практически во всех специальных (коррекционных) образовательных учреждениях в учебные планы включаются такие предметы, как история Донского края, литература Дона, экосистемы Дона. Организуется деятельность кружков, студий по изучению традиционного для Дона народно - го творчества. В процессе трудового профильного обучения во многих специальных школах дети осваивают навыки по одному из видов народных промыслов: художественной росписи, изготовлению народной игрушки, ручной вышивки, вязания, макраме, лозоплетения и др.
В смотрах, конкурсах, художественных выступлениях детских коллективов как специальных школ, так и ДОУ компенсирующего и комбинированного видов, обязательно представляются достижения детей в освоении народного творчества.
Профориентационная работа и профессиональная подготовка в специальных школах области ориентированы также на требования социального запроса, обусловленные особенностями регионального рынка труда, наличием специальных групп в учреждениях начального и среднего специального образования, особенностями местного хозяйственно-бытового уклада (сельская местность, небольшой районный центр, мегаполис).
Разнопрофильная профессионально-трудовая подготовка учащихся (в каждой школе она ведётся по 3-4 профилям и более), включение специальных школ области в программу профильного обучения учащихся, развитие дополнительного образования обеспечивают вариативность специальных образовательных услуг. Опыт специальных школ Ростовской области в этом направлении был представлен на всероссийском семинаре "Новые подходы к профессиональному обучению детей в специальном коррекционном учреждении", проходившем в Ростове в 2004 году.
Развитие разноуровневого специального образования в Ростовской области выражается, в частности, в организации обучения детей с глубокими и множественными нарушениями. В 2002 г. был утвержден "Порядок приема детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью в специальные (коррекционные) образовательные учреждения VIII вида". В настоящее время данная категория детей обучается как в специально организованных классах для детей с умеренной умственной отсталостью, так и в общих классах специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида по индивидуальным программам. С 2006 г. организован класс, работающий по программе "Особый ребёнок" в условиях общеобразовательной школы (МОУ СОШ №1 г. Аксая).
Статьи о педагогике:
Методика ознакомления дошкольников с единицами измерения
массы и приборами для измерения
Обучение детей умению различать предметы по массе связывается с развитием количественных представлений (подсчитать, сколько тяжелых или легких предметов, сколько разных по тяжести предметов в ряду и т.д.). В старшей группе можно использовать самые простые весы на рычаге с двумя чашками для проверки ...
Уровень развития психофизических функций
Если мы обратим внимание на показатели развития уровня психофизиологических функций, то, например, по динамике средних показателей силы нервных процессов мы можем наблюдать движение нервной системы к более сильному типу, что подтверждает снижение очков с 229,4 до 208. Наряду с этим процессом происх ...
Методика констатирующего эксперимента
В результате анализа литературы было выявлено, что у детей с общим недоразвитием речи нарушено развития словаря: неточное употребление слов, нарушение понимание значения слов, нарушение лексической системности, дети испытывают затруднения при использовании абстрактной и обобщающей лексики. Для подт ...
Меню
- Главная
- Воспитание трудолюбия дошкольников
- История развития педагогики
- Физическая культура в младших классах
- Детская и юношеская субкультуры
- Развитие женского образования в России
- Психология и педагогика
- Перспективы образования