Первый этап развития географии городов России
Начало отечественной географии городов положил труд К.И.Арсеньева “Гидрографическо-статистическое описание городов Российской империи с показанием всех перемен, происшедших в составе и числе оных в течение двух веков от начала P/II столетия и доныне”, опубликованный в 8 выпусках “Журнала Министерства внутренних дел” в 1832 и 1834 гг. К.И.Арсеньев не только фиксировал изменения в составе и размещение городов, но и объяснял их причины. В качестве временного рубежа им был принят 1637г., исходное состояние городов охарактеризовано по “Книге Большому Чертежу”'. Исследованием K.И. Арсеньева охвачено примерно 500 городов. Очень внимательно отнесся исследователь к объяснению причин, вызвавших исчезновение городов. Он отвечал на поставленный им же вопрос: “ .Отчего могут пропадать города . отчего они могут пропадать даже в таких странах, которые не терпели ни зол естественных, ни бедствий, причиняемых войною?” К.И.Арсеньев подчеркивал прогрессивную роль городов, указывая, что они распространяют довольство вокруг себя”, в то время как идеологи дворянства видели в городах зло, причину “повреждения нравов” в России.
Интересен не теряющий значения и в настоящее время подход К.И.Арсеньева к изучению городов по “системам водным”.
Города, расположенные в бассейне крупной реки, объединяюсь общими водными путями, которые до появления железных дорог были основными для перевозки грузов. Кроме того, урода строились на берегах рек, где существовал комплекс благоприятных для них условий: источник воды, удобство доставки по реке стройматериалов, защищенность водными рубежами.
Не случайно, что первое крупное исследование по географии российских городов имело историко-географический характер. В предшествующие столетия — XVII и XVIII — произошли очень крупные изменения в составе городов и их сети. Важно было проанализировать эти изменения и дать оценку действиям властей по учреждению множества новых городов, определить их жизненность. В замечательной работе К.И.Арсеньева можно видеть истоки зарождения таких важных направлений, как историческая география городов, учение о географическом положении, функционально-генетическая типология городов. Примечательно то внимание, которое оказывали всегда русские литераторы и публицисты городу, занимавшиеся изучением и осмыслением города как сложного организма, среды жизнедеятельности, сильно влияющей на судьбы людей. Десятилетие спустя после появления работы К.И.Арсеньева вышел сборник “Физиология Петербурга” под редакцией Н.Некрасова, составленный из трудов русских литераторов. Среди авторов сборника были В.Г.Белинский, Н.А.Некрасов, Д.В.Григорович, И.И.Панаев.
Деятельность выдающегося отечественного экономико-географа В.П. Семенова-Тян-Шанского, создателя оригинальных трудов по географии городов России, началась на рубеже XIX и XX вв. и закончилась в блокадном 1942 г. Он был учеником А. И. Воейкова, которому наряду с прославившими его работами по климатологии принадлежат интересные и обратившие на себя внимание исследования по географии населения. В.П. Семенов-Тян-Шанский опубликовал выдающийся труд “Город и деревня в Европейской России”. Вопросы методологии и теории сочетаются здесь с конкретным исследованием городского и сельского расселения; сформулировано понятие “город”, выделены военный, юридический, административный и торгово-промышленный его типы, резко различающиеся по своей роли. Была предложена типология городов, в которой ведущими признаками явились людность и географическое положение. В.П. Семенов-Тян-Шанский выявил важную закономерность в распределении городов по территории, которую он назвал географическим законом, “согласно которому, каждый сколько-нибудь крупный город представляет как бы центр планетной системы, ибо вокруг него по радиусам, на известных расстояниях, вырастают вспомогательные к нему города меньших размеров, находящиеся в экономической зависимости от главного города”.
В.П. Семенов-Тян-Шанский предпринял попытку разобраться, что же такое истинное городское поселение в России. Он выделил класс “истинных городов” независимо от юридического статуса поселения, определил в качестве критериев минимум людности и минимум торгово-промышленного оборота. Был также введен класс промежуточных поселений, образованный двумя группами — “административных пунктов” (сюда вошли те официальные города, торгово-промышленное значение которых было невелико) и “будущих городов”, перспективных и обладающих потенциалом, но пока не достигших уровня, позволяющего отнести их к истинным городам.
Статьи о педагогике:
Особенности восприятия личности учителя младшими школьниками
Ранее мы отмечали, что портретная зарисовка о личности учителя до настоящего времени не являлся предметом специального исследования. Поэтому один из первых вопросов, который возник в ходе нашей работы, состоял в том, чтобы определить, каковы особенности восприятия личности учителя младшими школьник ...
Теоретические позиции проектного обучения
Исходные теоретические позиции проектного обучения: - в центре внимания — ученик, содействие развитию его творческих способностей; - образовательный процесс строится не в логике учебного предмета, а в логике деятельности, имеющей личностный смысл для ученика, что повышает его мотивацию в учении; ...
Основные задачи воспитания
Система воспитания призвана обеспечить: - формирование готовности и способности личности выполнять систему социальных ролей; - приобщение к мировой, национальной культуре и культуре своего края для развития духовности и культуры; - историческую преемственность поколений, сохранение, распространение ...
Меню
- Главная
- Воспитание трудолюбия дошкольников
- История развития педагогики
- Физическая культура в младших классах
- Детская и юношеская субкультуры
- Развитие женского образования в России
- Психология и педагогика
- Перспективы образования