Единство общей и специальной подготовки спортсмена
Одно из фундаментальных положений научной школы спорта выражается принципом единства общей и специальной подготовки спортсмена. Этот принцип исходит из диалектического понимания взаимосвязи между спортивной специализацией и общим разносторонним развитием спортсмена. Успех спортивной специализации закономерно связан с прогрессированием спортсмена не только в избранном виде спорта, но и во многих других отношениях, в чем со всей очевидностью убеждает обобщение научных данных и передового опыта спортивной практики.
Кратко говоря, суть зависимости достижений в избранном виде спорта от разностороннего физического развития спортсмена объясняется в первую очередь коррелятивными взаимодействиями между различными направлениями морфо-функциональных изменений, составляющих основу развития физических способностей (так называемый прямой и косвенный "перенос" физических качеств). Поскольку организм представляет собой единое целое, развитие одних его свойств не может происходить изолированно от развития других. Причем взаимодействия бывают как положительными (когда развитие одних свойств усиливает другие), так и отрицательными (когда прогрессирование одних свойств идет в ущерб другим). В рассматриваемой связи принципиальное значение имеет такая закономерность: для максимального развития отдельных физических способностей необходимо повышение общего уровня функциональных возможностей организма. Каким бы узким ни был предмет спортивной специализации, совершенствование в нем так или иначе обусловлено (в абсолютном большинстве видов спорта) разносторонним физическим развитием спортсмена, хотя соотношение степени развития различных физических способностей в каждом случае имеет свои особенности. Однобокая специализация, когда игнорируется данная закономерность, противоречит, следовательно, естественному развитию организма. Временно такая специализация может сопровождаться ростом спортивных результатов, иногда даже значительным, но в перспективе оказывается проигрышной, причем не только в спортивном отношении. Так, согласно недавно полученным биологическим данным, постоянная эксплуатация узкого круга функций, вступая в противоречие с закономерностями пластического обновления структур организма, может в крайних случаях вести к патологии. Значение разностороннего развития спортсмена для совершенствования в избранном виде спорта определяется, далее, закономерностями формирования и совершенствования двигательных навыков (так называемый "перенос" двигательных навыков). Из общей массы накопленных знаний об этих закономерностях известно, что сложные двигательные навыки, типа спортивных, возникают на основе приобретенных ранее форм координации движений и включают их в себя как свои предпосылки. В процессе освоения разнообразных двигательных координации не только расширяются такие предпосылки но и развивается способность к дальнейшему совершенствованию в двигательной деятельности— тренируемость. Поэтому, в принципе, чем шире круг двигательных навыков и умений, осваиваемых спортсменом (конечно, в определенных границах, зависящих от особенностей спортивной специализации), тем благоприятнее предпосылки для формирования новых форм движений и совершенствования освоенных ранее.
Итак, ряд закономерностей прогрессирования в спорте требует, чтобы тренировка, обеспечивая максимальную степень совершенствования спортсмена в избранной специализации, содействовала бы одновременно его всестороннему физическому развитию и общему "двигательному" образованию. В требовании гармонически сочетать всесторонность и углубленную специализацию нет никакого формально-логичексого противоречия, а есть реальная внутренняя диалектика процесса развития. Не вызывает сомнений также, что степень спортивного совершенствования зависит от общего культурного роста спортсмена, его духовного богатства, разностороннего развития интеллектуальных и других способностей. Рациональная система спортивной подготовки органически сочетает, поэтому все стороны воспитания спортсмена.
Единство общей и специальной подготовки в советской школе спорта обусловлено как отмеченными закономерностями спортивного совершенствования, так и кардинальными требованиями всей социальной системы воспитания, нацеленной на гармоническое развитие личности и всестороннюю подготовку к общественно-необходимым видам деятельности. Отсюда, принцип единства общей и специальной подготовки спортсмена нужно рассматривать как конкретное выражение в области спорта общих принципов всестороннего развития личности и связи воспитания с жизненной практикой. Одним из главных истоков этого принципа явился исторический опыт формирования программно-нормативных основ советской школы спорта. В них, как хорошо известно, органически соединились нормативные требования Единой спортивной классификации с нормами и требованиями комплекса ГТО, предусматривающими широкую общую физическую подготовку, что во многом обусловило быстрый рост спортивного движения у нас в стране. Прогрессивность этого опыта подтвердило и успешное использование его при организации спортивного движения в других социалистических странах.
Статьи о педагогике:
Особенности развития внимания первоклассников
Задачами данного параграфа являются: - раскрытие содержания понятий: «развитие», «внимание», «внеурочное время»; - раскрытие особенностей психолого-педагогического развития первоклассников; - раскрытие особенности развития внимания первоклассников. Прежде, чем раскрыть особенности развития внимания ...
Создание условий для формирования эстетического воспитания
Одной из истинных человеческих потребностей является потребность в красоте как естественное стремление человека к гармонии, целостности, равновесию и порядку. О том, что это именно жизненная потребность человека, говорят результаты исследований антропологов, установивших, что на определенной стадии ...
Предложение по подготовке к защите творческих проектов
Опыт участия в проведение областных олимпиад по технологии свидетельствую о том, что в процессе подготовки школьников к защите творческого проекта, зачастую, недостаточное внимание уделяется содержанию презентации и качеству ее оформления. В результате оценка защиты проекта снижается из-за невозмож ...
Меню
- Главная
- Воспитание трудолюбия дошкольников
- История развития педагогики
- Физическая культура в младших классах
- Детская и юношеская субкультуры
- Развитие женского образования в России
- Психология и педагогика
- Перспективы образования