Методика воспитания собственно-силовых способностей

Перспективы образования » Физическая подготовка спортсменов » Методика воспитания собственно-силовых способностей

Страница 1

При необходимости обеспечить высокую степень развития собственно-силовых способностей спортсмена используют ряд методических подходов. Обобщая, их можно свести к двум методическим направлениям, которые сочетаются в различных соотношениях в зависимости от особенностей спортивной специализации.

Первое направление ("экстенсивные" методы). Известно, что если упражнение, отягощенное некоторым непредельным весом, непрерывно повторять, возможно большее число раз, степень мышечных напряжений в заключительной фазе повторений "до отказа" будет максимальной. Причем не только в субъективном восприятии. Ряд физиологических характеристик функционирования мышц становится примерно таким же, как при поднимании максимального веса. На этом эффекте основано одно из направлений в методике силовой подготовки — использование непредельных отягощений с предельным числом повторений. Оно широко представлено в самых различных видах спорта, особенно на первом этапе подготовительного периода тренировки

Методы, соответствующие данному направлению силовой подготовки, можно условно назвать "экстенсивными". Тренировочный эффект, необходимый для воспитания силовых способностей, достигается такими методами преимущественно к концу сравнительно длинной серии повторений (предыдущая часть работы выполняется как бы "попусту", если оценивать ее с позиций воздействия на силовые способности), потому неизбежны более значительные энерготраты, чем при других методах силовой подготовки. Тем не менее, экстенсивные методы вполне оправданно находят применение в спортивной тренировке, в частности, когда необходимо:

— увеличить физиологический поперечник мышц и вес тела спортсмена, что является важной предпосылкой максимальной силы;

— функционально подготовить организм спортсмена к последующим силовым нагрузкам повышенной интенсивности (на первых этапах занятий спортом и в начале подготовительного периода тренировочных циклов) и поддержать достигнутый уровень общей силовой подготовленности;

— обеспечить развитие не только собственно-силовых способностей, но и силовой выносливости.

Предельное число повторений в одной серии (подходе) при использовании экстенсивных методов для воспитания собственно-силовых способностей составляет в зависимости от конкретных обстоятельств примерно от 5—б до 10—15 (чему соответствует 80— 60%-пый вес, считая от максимального внешнего отягощения). Если предусматривается увеличить силовые возможности без существенного увеличения собственного веса спортсмена, число повторений в серии ограничивают обычно до 4—6, соответственно повышая вес отягощения. Когда же есть необходимость стимулировать мышечную гипертрофию, увеличить физиологический поперечник мышц и общий вес тела спортсмена, норма повторений в серии составляет примерно 8—12 (при отягощении 70—75% от максимального). Такая дозировка, судя по практическим и литературным данным, создает благоприятные условия для активизации в мышцах обменных процессов, сопровождающихся в период восстановления усиленным синтезом белковых структур.

Другие типичные моменты нормирования нагрузок при использовании рассматриваемых методов характеризуются ориентировочно следующими параметрами: число подходов в каждом упражнении — 3 и более (в зависимости от числа повторений в серии), интервалы отдыха между ними — 60—180 сек., число видов упражнений в отдельном занятии — 2—3 и более, число занятий в микроцикле — 2—4.

Второе направление ("интенсифицированные" методы). Важнейшую роль в совершенствовании собственно-силовых способностей спортсмена играет систематическое преодоление отягощений, требующих предельной мобилизации его силовых возможностей, т. е. отягощений, затрудняющих движения с силой, равной или почти равной максимальной силе, какую способен проявить спортсмен при данном состоянии его подготовленности. Особая эффективность таких отягощений как факторов силовой подготовки физиологически объясняется тем, что интенсивность ответной реакции организма на действие внешнего раздражителя пропорциональна в определенных пределах силе раздражителя, каким в данном случае является степень отягощения (чем больше, например, вес поднимаемой штанги, тем значительнее частота эффекторной импульсации и количество вовлекаемых в работу двигательных единиц мышцы).

Страницы: 1 2 3


Статьи о педагогике:

Система развивающего обучения Л.В. Занкова
С идеями развивающего обучения связывается возможность изменений в школе. В последние годы значительные изменения происходят в системе начального обучения. Увеличено количество вариативных учебни­ков (с 7 в 1990 г. до 58 в 1999 г.). Практически все учебники оснащены так называемым «шлейфом» (пропис ...

Методические особенности изучения темы: «электролиз растворов и расплавов
Урок по теме: Электролиз" Проверка, корректировка и углубление знаний учащихся по теме «Электролиз» через эксперимент и решение задач. - Формирование навыков техники выполнения эксперимента, умения решать расчетные и качественные задачи, составлять уравнения химических реакций, протекающих при ...

Функции и задачи дидактических игр при обучении иностранному языку
Игра – особо организованное занятие, требующее напряжения эмоциональных и умственных сил. Игра всегда предполагает принятие решения – как поступить, что сказать, как выиграть? Желание решить эти вопросы обостряет мыслительную деятельность играющих. А если ученик при этом говорит на иностранном язык ...

Меню

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.mainedu.ru