Методика воспитания быстроты простой двигательной реакции

Перспективы образования » Физическая подготовка спортсменов » Методика воспитания быстроты простой двигательной реакции

Страница 1

Постоянное внимание совершенствованию простой двигательной реакции уделяют при специализации и видах спорта, требующих в стартовой фазе состязания или по ходу его мгновенного ответа заранее обусловленным действием на определенный сигнал либо ситуацию, имеющую сигнальное значение (стартовый выстрел, свисток судьи, появление мишени при скоростной стрельбе и пр.).

Элементарной основой методики воспитания быстроты простой двигательной реакции является повторное реагирование действием на внезапно возникающий (заранее обусловленный) раздражитель с установкой на сокращение времени реагирования. Как правило, реакция осуществляется не изолированно, а в составе конкретно направленного двигательного действия или его элемента (старт, атакующее или защитное действие, элементы игровых действий и т. п.). Улучшению простых реакций в избранном виде спорта до определенной степени могут способствовать различные упражнения, включающие простые и сложные формы проявления скоростных способностей. Диапазон переноса быстроты двигательных реакций разного типа, а также перенос быстроты движений на быстроту простых двигательных реакций вначале достаточно широк, что оправдывает применение на первых этапах ее воспитания у представителей разных видов спорта комплекса аналогичных средств (в частности, спринтерских упражнений, баскетбола и других высокодинамичных игр). Достигаемая на этой основе степень развития быстроты простой двигательной реакции часто бывает достаточной для спортсмена, если он не специализируется в виде спорта, требующем ее максимума.

Добиться значительного сокращения времени простой реакции трудно. Диапазон возможного сокращения ее латентного времени за период многолетней тренировки примерно 0,10—0,15 сек. Решая эту задачу, постоянно включают в тренировку упражнения "на быстроту реакции". Их выполняют в облегченных условиях (учитывая, что время реакции зависит от сложности последующего действия, ее выделяют из сложных форм действий вместе с непосредственно связанными с нею движениями и отрабатывают отдельно, вводят облегченные исходные положения и т. д.), а также в вариативных ситуациях (варьирование сигнального раздражителя по силе и времени действия, видоизменение форм и обстановки упражнения) и в условиях, максимально приближенных к соревновательным, в сочетании с приемами специальной психической подготовки.

Не особенно высокая эффективность практикуемых методов воспитания быстроты реакции побуждает искать нетрадиционные подходы. Уже сравнительно давно возникла, но не получила пока широкого практического воплощения идея так называемого "сенсорного" метода.

Практически это выражается в выполнении трехэтапной системы заданий: на первом этапе спортсмен с возможной быстротой реагирует на стартовый сигнал, получая каждый раз информацию от тренера о фактическом времени реакции; на втором этапе вводится самооценка времени реакции спортсменом, которая сразу же сопоставляется с оценкой тренера; на третьем этапе, когда эти оценки начинают в большинстве случаев совпадать, вводят задания по точно обусловленному варьированию времени реакции.

Новые возможности рационализации методов воспитания быстроты двигательной реакции появляются в связи с разработкой современных электронных и других устройств, позволяющих обеспечить срочную объективную информацию о скрытом периоде реакции, а в некоторых случаях и стимулировать ее быстроту. С этой целью применяется стартовый тренажер, состоящий из тензометрических стартовых колодок, автоматического регистратора времени реакции и электронно-акустического устройства, которое издает звук, меняющийся в зависимости от характера давления на колодки во время старта. Таким образом, создается как бы звуковая картина старта, помогающая спортсмену оценить и скорректировать параметры своей реакции.

Страницы: 1 2


Статьи о педагогике:

Цели и задачи воспитательной деятельности
Целями воспитания являются ожидаемые изменения в человеке, осуществляемые проведением специально организованных воспитательных действий и акций. Но цели воспитания не устанавливаются раз и навсегда, не являются едиными, а определяются идейными и ценностными ориентирами, провозглашенными тем или ины ...

Написание учебных работ студентами
Курсовая работа является одним из основных видов самостоятельной работы студентов в вузе, направленной на закрепление, углубление и обобщение знаний по учебным дисциплинам профессиональной подготовки, овладение методами научных исследований, формирование навыков решения творческих задач в ходе науч ...

Понятия, функции, виды и свойства внимания
На человека постоянно воздействует масса самых различных раздражителей. Сознание человека не в состоянии охватить одновременно с достаточной ясностью все эти объекты. Что-то находиться в поле ясного сознания, что-то осознается в полнее отчетливо, что-то совсем смутно, а многое вообще не замечается. ...

Меню

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.mainedu.ru