Диагностика уровня сформированности положительного отношения к миру труда и профессий у младших школьников
Высокий уровень
Учащиеся доводят порученное дело до конца, выполняют необходимые правила работы и поведения в труде; они активны и старательны, настойчивы в преодолении трудностей.
Характерны увлечённость процессом и содержанием труда; понимание, что дисциплинированность и трудолюбие способствуют успеху дела. Стремление принести своим трудом пользу; сделать окружающим приятное.
В пользовании личными вещами, общественным достоянием; аккуратны и бережливы, хотят этим доставить радость близким, понимают, что тем самым сберегают бюджет семьи, школы, труд многих людей; не чужды стремлений получать за это поощрение. Могут аргументировано доказать, какая организация труда является эффективной какие качества человека помогают в труде и достойны большого уважения.
К труду в коллективе и к коллективу в труде относятся положительно, работают охотно, помогают товарищам доброжелательно и бескорыстно, но только если заинтересованы в успехе общего дела. При этом учащимся из других коллективов класса, бригады могут не оказать помощи из чувства соперничества.
Для оценки уровня сформированности положительного отношения к труду нами были выявлены следующие критерии: когнитивный, мотивационно-потребностный, деятельностно-практический. Критерии и их показатели в уточнённом варианте занесём в таблицу 1.
Таблица 1.
Критерии и показатели сформированности положительного отношения к миру труда и профессий у младших школьников
Критерии |
Показатели |
Методы |
Когнитивный |
· наличие знаний о труде учащихся, о правилах поведения в процессе выполнения учебной и трудовой деятельности; · представление о собственных качествах и возможностях; · умение производить самооценку на определённом уровне. |
Анкеты |
Мотивационно-потребностный |
· наличие интереса к области трудовой, учебной и профессиональной деятельности; · наличие сформированной мотивации на успешное выполнение учебной и трудовой деятельности; · стремление к коллективному труду |
Наблюдение, анкеты |
Деятельностно-практический |
проявления трудолюбия, дисциплинированности, коллективизма при выполнении учебной и трудовой деятельности. |
Наблюдение, анализ продуктов деятельности |
Таким образом, основными критериями, по которым можно судить об уровне сформированности положительного отношения к миру труда и профессий у младших школьников являются: когнитивный, мотивационно-потребностный; деятельностно-практический.
Оценку уровня сформированности показателей ведущих для каждого возраста качеств личности может проводиться методом обобщения независимых характеристик. В начальной школе ученика оценивает учитель, воспитатель, возможно привлечение родителей.
Проявление того или иного качества, свойства характеризуются на каждом уровне различной мотивацией, от сугубо индивидуалистической до социально ценной.
Так, для низкого уровня характерны мотивы, связанные с боязнью наказания, стремлением получить похвалу, поощрение;
для среднего – стремление к личному успеху, удовлетворение своего интереса без учёта потребности коллектива;
для высокого – заинтересованность в общем деле, стремление принести пользу коллективу, школе.
Дифференцировать оценку можно не только в зависимости от степени проявления качества и мотивов деятельности, но и с учётом причин недостаточного уровня развития по данному показателю. Так, дисциплинированность как показатель трудовой воспитанности младших школьников проявляется в выполнении правил работ, правил поведения, в умении доводить начатое дело до конца. Допустим, что определён низкий уровень дисциплинированности, но причины этого могут быть различны:
Статьи о педагогике:
Понятие о взаимоотношениях в детском возрасте
Сфера межличностных отношений чрезвычайно широка. Она охватывает практически весь диапазон существования человека, от его отношений к большим группам до интимных, диодных отношений. Можно утверждать, что человек, даже будучи в совершенном одиночестве, продолжает опираться в своих действиях и мыслях ...
Современные представления о грамотности как результате
обучения
Рассмотрим представление о современных подходах к целям и образовательным результатам в зарубежной и отечественной педагогической практике. Анализ зарубежных публикаций показал, что в последние годы в зарубежном образовании происходил переход от структурно-количественной, «знаниевой» оценки его рез ...
Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением интеллекта
Вопросы, связанные с изучением умственной отсталости, относятся к числу наиболее важных в дефектологии. Внимание к проблемам умственной отсталости вызвано тем, что количество людей с этим видом аномалий не уменьшается. Об этом свидетельствуют статистические данные по всем странам мира. Это обстояте ...
Меню
- Главная
- Воспитание трудолюбия дошкольников
- История развития педагогики
- Физическая культура в младших классах
- Детская и юношеская субкультуры
- Развитие женского образования в России
- Психология и педагогика
- Перспективы образования