Анализ практического опыта формирования положительного отношения младших школьников к миру труда и профессий
Нами был проанализирован практический опыт педагогов по проблеме формирования положительного отношения младших школьников к миру труда и профессий. Подробнее остановимся на наиболее интересных формах, методах и средствах.
На уроках трудового обучения в 1-3 классах должен быть заложен фундамент общетрудовой подготовки. Это предполагает прежде всего воспитание у младших школьников трудолюбия, формирование положительного отношения к труду.
Выполнение поставленных задач осуществляется в процессе привития младшим школьникам соответствующего представления и понятия об элементах техники, технологии обработки материалов. Трудовое обучение в начальной школе предъявляет определённые требования к результатам воспитания младшего школьника. У них, начиная с первого класса, должно складываться ответственное отношение к своим обязанностям, к результату своего труда. Очень важно воспитать у ребёнка трудолюбие. Для этого во всех видах труда (работа с бумагой, картоном, комбинированные работы, работа с конструктором, выращивание растений и другие) каждый ребёнок должен быть всегда обеспечен соответствующими материалами и инструментами. Здесь сразу вырабатывается навык по рациональному распределению всех материалов на рабочем месте. Привычка организации своего рабочего места гарантирует умственную организованность при исполнении трудовой задачи, это условие успешной исполнительской деятельности и воспитания трудолюбия.
В соответствии с характером трудовой деятельности и психологическими особенностями детей начальной школы большая часть времени отводится на практическую работу.
Учебный материал в начальной школе распределяется по следующим разделам:
· технический труд;
· бытовой труд;
· основы художественной обработки различных материалов;
· сельскохозяйственный труд.
На уроках трудового обучения в начальной школе предусматривается развитие технического кругозора учащихся, воспитание интереса к техническому творчеству.
Работа с бумагой, картоном и комбинированные работы дают возможность продолжения формирования у младших школьников навыков по организации рабочего места, по владению такими материалами, как бумага, всевозможные по фактуре ткани, пластилин, глина и природные материалы. Выполнение трудовых заданий по изготовлению изделий с правильными геометрическими формами требует от ребёнка понимания необходимости точной исполнительской деятельности, неукоснительного следования поставленной цели, что и составляет основу труда. Так, разметка деталей по шаблону требует хороших исполнительских навыков. Работа по шаблону мобилизует волю ребёнка и его интеллектуальные способности. В этой деятельности ребёнок может соотнести результаты своих усилий с шаблоном и самостоятельно объективно оценить свою работу.
Конструирование предъявляет свои специфические требования. Конструктивная деятельность требует своих способов действия, своих приёмов обследования и построения конструкции.
Конструируя, ребёнок начинает понимать, что за определёнными фразами и весом деталей стоят определённые конструктивные свойства. В этой деятельности ребёнок должен освоить все типы конструирования:
· по образцу;
· по условиям;
· по замыслу.
Все типы конструирования развивают у ребёнка способность заранее представить себе, что должно быть сделано, способность к планированию деятельности.
На уроках обслуживающего труда предусматривается обучение школьника элементам самообслуживания (мелкий ремонт и уход за одеждой, обувью), формирование навыков безопасного труда и личной гигиены при работе с иглой и ножницами. На этих уроках младшие школьники получают первичные сведения о видах тканей (их фактуре, качестве, расцветке). Все виды бытового труда, кроме того, направлены на воспитание общих эстетических потребностей ребёнка и его стремления к личной опрятности и привлекательности.
Статьи о педагогике:
Средства и отличительные черты методики
В качестве средств воспитания координационных способностей спортсмена могут быть использованы, в принципе, самые различные упражнения из числа средств общей и специальной подготовки, если они связаны с преодолением координационных трудностей. По мере того, как упражнение становится привычным, все п ...
Структура системы межличностных отношений старших дошкольников в группе
сверстников
Важное место среди внешних воздействий, влияющих на развитие ребенка, занимает его среда, та общая ситуация в которой он развивается. Рассмотрим, как меняется структура системы отношений у детей старшего дошкольного возраста. Как пишет Выготский Л.С., старший дошкольный возраст – это особый период ...
Воспитание у детей чувства гражданственности
Целью формирующего эксперимента была разработка системы комплексных занятий по следующим блокам: знание о родном крае, толерантность, права и обязанности ребенка. А также внедрения их в учебный процесс ДОУ № 60 Мирабадского района г.Ташкента. Цель первого занятия: «Символика флага Республики Узбеки ...
Меню
- Главная
- Воспитание трудолюбия дошкольников
- История развития педагогики
- Физическая культура в младших классах
- Детская и юношеская субкультуры
- Развитие женского образования в России
- Психология и педагогика
- Перспективы образования