Обучение младших школьников навыкам самообслуживания
накопление и развитие трудовых традиций в школе, как, например, традиционная подготовка и проведение в школе «Праздника труда» или праздника «В подарок школе», когда ученики всех классов изготавливают учебные пособия, мастерят модели, ухаживают за памятными аллеями. Стимулирующей трудовой традицией являются выставки технического творчества школьников и так далее;
эффективной формой возбуждения трудовой активности являются индивидуальные трудовые поручения, которые даются учащимся учителями и ученическими организациями. Нередко мы просим того или иного ученика помочь в уборке учебного кабинета, привести в надлежащий порядок доску, мебель, учебные пособия и так далее.
Чтобы трудовая деятельность учащихся развивала их представления о труде и способствовала формированию практической стороны трудолюбия как личностного качества, её необходимо методически правильно организовать. Наиболее существенными, на наш взгляд, вопросами в этой методике, являются следующие:
в процессе воспитания, исходя из необходимости включения учащихся в разнообразную трудовую деятельность, учителя не только заботятся о подборе объектов труда, но и тщательно продумывают систему его организации с тем, чтобы он носил регулярный характер. С этой точки зрения в формирующем эксперименте планировалась трудовая деятельность таким образом, чтобы наряду с более или менее постоянной работой (участия в самообслуживании, работа на пришкольном учебно-опытном участке и так далее), учащиеся систематически изготовляли учебные пособия для школьных кабинетов и выставок, занимались благоустройством прилегающей к школе территории. По нашему мнению, в школе обеспечивалось регулярное участие всех учащихся в разнообразных видах труда и создавались условия для нормального трудового воспитания.
При организации труда чётко определялись те задачи, которые должны решать учащиеся, а также разъяснялось их общественное и нравственное значение. Например, учащиеся экспериментального класса направлялись на оказание помощи школьной библиотеке. Накануне этого была определена работа, которую необходимо выполнить учащимся и какие конкретные задачи стоят перед ними, подробно разъяснили необходимость этой помощи и её значение. Всё это делалось кратко и тактично, без лишних призывов. Осмысление важности труда и связанных с ним задач способствует возбуждению у учащихся потребности хорошо выполнить трудовое задание, создаёт психологическую установку на преодоление трудностей, рождает чувство ответственности и долга.
Для формирования добросовестного отношения к труду большое значение имеет стимулирование трудовой активности учащихся, формирование и укрепление у них потребностно-мотивационной сферы в этом направлении. Вместе с потребностями и мотивами значительную роль в стимулировании трудовой активности младших школьников играет сама форма организации труда. Можно, например, просто дать задание младшим школьникам собрать определённое количество природного материала и затем проконтролировать его выполнение. Но можно это задание облечь в яркую и привлекательную для младших школьников форму.
Статьи о педагогике:
Совместная игровая деятельность дошкольников как средство развития
взаимоотношений
Интерес к творческим ролевым играм развивается у детей с трех-четырех лет. К этому времени у ребенка появляются новые потребности, новые мотивы деятельности, связанные с осознанием своих отношений со взрослыми. У ребенка появляется желание активно участвовать в общественной жизни. После трех лет, о ...
Данные педагогических экспериментов
Исследование проводилось в школе №3 района, области в 3"А" и 3"Б" классах. Задача констатирующего эксперимента: выявить типичные речевые ошибки в работах учащихся. Для решения данной задачи было определено два класса - экспериментальный и контрольный. Экспериментальным классом я ...
Сущность драматической литературы как средство активизации познавательного
интереса на уроках литературного чтения в начальных классах
Драматургия - один из основных родов художественной литературы; её специфика в том, что драматические произведения, как правило, предназначаются для постановки на сцене. Основная особенность драматических произведений - отсутствие авторской повествовательной речи. Всё содержание драматических произ ...
Меню
- Главная
- Воспитание трудолюбия дошкольников
- История развития педагогики
- Физическая культура в младших классах
- Детская и юношеская субкультуры
- Развитие женского образования в России
- Психология и педагогика
- Перспективы образования