Формирование правовых знаний слушателей в условиях реформирования образования
При проведении реформирования образования в целом и конкретно высшего образования надо осознать главное: без построения концепции, развития, рецепции и координации образовательного законодательства процесс его развития, скорее всего, сохранит черты некоторой хаотичности и неорганизованности, что будет не продвигать, а, напротив, препятствовать успешному осуществлению реформы в системе образования.
И еще один важный момент: реформы, проводимые в системе высшего образовании, предполагают расширение полномочий субъектов Российской Федерации по созданию высших учебных заведений и правил приема в них (в созданных высших учебных заведениях субъекта федерации на конкурсной основе бесплатным обучением могут пользоваться только жители данного субъекта). Это приведет к тому, что в субъектах федерации будут действовать свои нормативные акты в системе высшего образования, отличные от нормативных актов другого субъекта федерации. Различия в законодательстве могут иметь серьезные негативные последствия для развития не только системы образования, но и экономического развития всей страны, а также они могут привести к дестабилизации в обществе.
Модернизация должна касаться не только самого процесса обучения и учебных заведений, осуществляющих этот процесс, а в первую очередь должно быть реформировано законодательство, регулирующее отношения в сфере образования. Модернизация образования - это реформирование в области образования, и она должна рассматриваться как составная часть всего реформаторского процесса в стране, поскольку она имеет важное значение для интеллектуального развития общества, его научного потенциала.
Основа основ правового государства, коим конституционно провозглашена Россия, - качественное, современное и последовательное законодательство. Именно эти задачи и решаются в данный момент в нашем государстве посредством проведения правовой реформы.
Реформирование образование не может проходить в отрыве от правовой реформы. В основе всех отношений и, в частности, в сфере образования их фундаментом являются нормы права, отраженные в нормативно-правовых документах, составляющих законодательство той или иной отрасли права (в рассматриваемой статье - законодательство об образовании). Как нельзя перестраивать дом без ревизии фундамента, так и нельзя модернизировать процесс обучения и учебные заведения без ревизии законодательства, регулирующего их отношения, которое для этих надстроечных элементов является фундаментом.
На наш взгляд реформа в системе образования не может быть полноценной без правовых гарантий качества образования, потребности государства в профессионально обученных кадрах, с одной стороны, и эффективного разумного правового регулирования образовательного процесса - с другой, именно поэтому как образованию в целом, так и высшему в частности необходимо качественное, современное и последовательное законодательство, регулирующее все стороны деятельности в этой сфере общественных отношений.
Как бы ни были хороши законы - это отнюдь не все. Проблема не только в законах, но и в том, как обстоит дело с массовой социальной нормой, с представлениями субъектов-исполнителей этих норм о должном и справедливом. Это вопрос очень не простой для любых слоев общества, а педагогического в особенности. Принятие хороших законов еще не решит проблемы исполнения их субъектами правоотношений. Для того чтобы законы исполнялись, нужна целостная, понятная всем субъектам правоотношений и внутренне не чуждая для них система правоприменения.
Именно в создании такой системы в сфере образования на сегодняшний день есть серьезные проблемы. Преподавателя с зарплатой ниже прожиточного минимума невозможно удержать от поиска дополнительного заработка, а порой и от искушений. А это и есть одна из проблем создания системы правоприменения - проблема бедности и социальной справедливости.
Статьи о педагогике:
Экспериментальное изучение сформированности
синтаксической структуры простого предложения у детей дошкольного возраста с
ОНР 3 уровня
Экспериментальное изучение сформированности синтаксической структуры простого предложения у детей дошкольного возраста с ОНР 3 уровня проводилось на базе специализированного образовательного учреждения МДОУ «Ромашка» с. Рыбное Мотыгинского района Красноярского края. В эксперименте принимало участие ...
Профессионально-прикладная физическая культура как один из видов
физического воспитания
Принцип органической связи физического воспитания с практикой трудовой деятельности наиболее конкретно воплощается в профессионально-прикладной физической подготовке. В качестве своеобразной разновидности физического воспитания профессионально-прикладная физическая подготовка представляет собой пед ...
Создание межшкольных профильных групп
Межшкольные профильные группы создаются на основании соглашения о совместной деятельности между учебными заведениями, которые организуют такую форму профильного обучения, в соответствии с действующим законодательством. Соглашением определяются: субъекты соглашения; особенности организации учебно-во ...
Меню
- Главная
- Воспитание трудолюбия дошкольников
- История развития педагогики
- Физическая культура в младших классах
- Детская и юношеская субкультуры
- Развитие женского образования в России
- Психология и педагогика
- Перспективы образования