Опыт проведения олимпиад на базе ВГПУ
Олимпиада по технологии направлена на повышение престижности и качества технологической подготовки учащихся, развитие их творческих способностей, привлечение к выполнению оригинальных и практически ценных проектов, а также выявление и поощрение наиболее способных учащихся и творчески работающих учителей технологии.
Во всем мире возросла роль прикладных знаний, что нашло свое отражение в появлении в учебных планах многих стран предмета «Технология», основным направлением которого является проектная деятельность. Технология отражает совокупность сконцентрированных основ всех областей накопленных человечеством знаний по получению, преобразованию и использованию материалов и информации. Является именно тем предметом, который помогает школьникам соединить разрозненные знания по отдельным отраслям наук, показывает, где и каким образом могут быть использованы эти знания.
Методом, способным связать воедино решение многих проблем, может стать, при верном подходе, метод проектов, который позволяет качественно выверить содержание тем и разделов программы, уровень усвоения школьниками учебного материала, активизирует творческое развитие личности и формирует качества, необходимые для успешной социальной адаптации.
Метод проектов – комплексный обучающий метод, метод развивающего обучения, который позволяет индивидуализировать учебный процесс, дает возможность учащемуся проявить самостоятельность в планировании, организации и контроле своей деятельности.
Ученический проект – это творческая, завершенная работа, соответствующая возрастным возможностям ребенка, выполненная самостоятельно, но под руководством учителя и имеющая своим результатом социально значимое изделие или услугу.
При всех проблемах в организации преподавания «Технологии» в школах в нашей области с 2005 года проводятся олимпиады по этому предмету. Первый этап – школьный, второй – районный, третий – областной. Победители областного этапа участвуют в заключительном Всероссийском этапе олимпиады по технологии. На первом и втором этапах выступают почти все районы, а на третий этап многие районы не посылают своих представителей призеров из-за того, что не могут или не хотят найти средства, необходимые для проживания детей в г. Воронеже. Тем самым не дают возможность детям проявить себя в этой области, а в дальнейшем, может быть, и возможность поступить в педуниверситет без экзаменов.
Местом проведения третьего этапа олимпиады по технологии являются мастерские и учебные аудитории Воронежского государственного педагогического университета. На олимпиаду представляют проекты учащихся 8-11 классов по базовым разделам обязательного минимума содержания по технологии (технологии обработки конструкционных и поделочных материалов; культура дома; технологии обработки ткани и пищевых продуктов; художественная обработка материалов; электротехника и электроника; технологии сельскохозяйственного производства).
Творческие проекты охватывают один или несколько разделов содержания по технологии и включают учебный материал как из общих разделов (информационные технологии; черчение и графика; основы предпринимательства; основы проектирования, профессиональное самоопределение), так и из разных основ наук, изучаемых в школе, что способствует пониманию учащимися значения знаний в практической деятельности.
Олимпиады проводятся по двум направлениям: технический труд (юноши) и обслуживающий труд (девушки) в три этапа: проверка теоретических знаний (тестирование), проверка практических умений (выполнение практического задания по инструкционно-технологическим картам) и защита проекта. Причем, в проекте оцениваются: его практическая часть, пояснительная записка и публичная защита проекта с использованием электронной презентации.
Опыт участия в проведении региональных и областных олимпиад свидетельствует о том, что в процессе подготовки учащихся к защите творческого проекта, зачастую, недостаточное внимание уделяется содержанию презентации и качеству её оформления. В результате оценка защиты проекта снижается из-за невозможности уяснения мотивов выбора темы, нечёткого изложения содержания этапов работы.
Учитель, помогающий учащемуся выполнять творческий проект, должен подсказать ему, как подготовить качественную презентацию и провести предзащиту, научив автора проекта правильно пользоваться материалом, размещённым на слайдах, умело дополняя им свой доклад, на который при защите отводится не более семи минут. При создании мультимедийной презентации необходимо добиваться максимальной информационной насыщенности продукта при обеспечении простоты и прозрачности предъявляемого материала.
Статьи о педагогике:
Профессиональное самоопределение и факторы его обуславливающие
Процесс становления человека как общества, существа характеризуются сочетанием, стремлением к единению, общественному признанию, включению в социальность и к обособлению, выделению из общности в качестве самоценного индивида. Доказано, что личность человека формируется и раскрывается в процессе акт ...
Религиозное воспитание в системе социального воспитания
Религиозное воспитание - это целенаправленное и планомерное взращивание верующих посредством внушения им мировоззрения, мироощущения, норм отношений и поведения, соответствующих догматам и вероучительным принципам определённой конфессии (вероисповедания). Р.в. - составная часть относительно контрол ...
Говорение - цель и средство коммуникативного обучения
Говорение представляет собой вид речевой деятельности, посредством которого (совместно со слушанием) осуществляется устное вербальное общение. Говорение может обладать различной сложностью, начиная от выражения эффективного состояния с помощью простого восклицания, называния предмета, ответа на воп ...
Меню
- Главная
- Воспитание трудолюбия дошкольников
- История развития педагогики
- Физическая культура в младших классах
- Детская и юношеская субкультуры
- Развитие женского образования в России
- Психология и педагогика
- Перспективы образования