Основные направления развития педагогической науки и ее взаимосвязи с практикой

Перспективы образования » Становление педагогики как науки » Основные направления развития педагогической науки и ее взаимосвязи с практикой

Страница 4

Еще одно приоритетное направление научно-педагогических ис­следований связано с изучением целостного педагогического процес­са, с переходом в воспитании от экстенсивного подхода, наращива­ния количества «воспитательных мероприятий», отчуждающих ре­бят от школы и подталкивающих их в социально - незрелые «нефор­мальные объединения», к интенсивному воспитанию. Необходимо вы­вести организацию воспитательного процесса за рамки школы, объе­динить в единый комплекс всю жизнь детей в школе, дома, во вне­школьных учреждениях и «неформальных объединениях». Педаго­гическая наука призвана разработать формы и методы обеспечения единого идейно-организационного влияния, критического осмысле­ния, анализа вместе с детьми характера и содержания жизни, внесе­ния в нее содержательных и организационных коррективов, усиле­ния позиций самих детей как субъектов воспитания. Это превращает детскую жизнь в организационную педагогическую целостность. На сознание и поведение воспитанников активно влияет анализ ими соб­ственной жизни совместно с педагогом, ее оценка, корректировка, обдуманный выбор поведения, нравственно-эстетическая самооцен­ка и самовоспитание. В основу исследования проблем организации целостного педагогического процесса должна быть положена широ­кая экспериментантальная проверка в массовой школе, ПТУ, вузе, рекомендаций по комплексной организации гуманистического граж­данского воспитания. Это предполагает глубокое психолого-педаго­гическое изучение детства, отрочества, юности.

При всем влиянии общественных отношений, уровня обществен­ного благосостояния и сознания, социально-нравственного и духов­но-психологического состояния семьи, воздействий средств массо­вой информации, трудовых коллективов, общественных организаций, самодеятельных объединений ребенок всегда остается не только объектом, но и субъектом воспитания. Дети постоянно и сильно воз­действуют на самих себя за счет собственного сознания, мотивов, внутренних побуждений, чувств и формируют свою личность. Инте­ресы, потребности, внутренние стимулы и индивидуальные мотивы побуждают их к выбору того или иного поведения, поступка, что рас­ширяет и закрепляет их жизненные взгляды и убеждения, навыки и привычки. В разные возрастные периоды степень осознания детьми своей «субъективности», самовлияния на характер собственной лич­ности не одинакова. Педагогика призвана помочь ребенку преодо­леть внутренние разногласия с требованиями жизни, разрешить про­тиворечие между его «субъективностью», жизненной самовоспита­тельной активностью и «объективностью», осознанием необходимос­ти общественных требований к себе как члену группы, коллектива, общества. В процессе преодоления этого противоречия происходит постепенное становление детского самосознания и освоение обще­ственного сознания: правовых, нравственных, эстетических требо­ваний к личности.

Педагог вступает во взаимодействие с самоизменяющимся и са­моразвивающимся субъектом, самоформирующейся личностью. От того. найдет ли воспитатель верный путь к ребенку с помощью педа­гогических средств как индивидуальности, субъекту воспитания, це­ликом зависит, будут ли их взаимоотношения отношениями добро­желательного взаимодействия или формально-индифферентного кон­такта, даже сопротивления и противоборства. При всей интенсивно­сти исследований детства, юности, возмужания сегодня не существует целостной, адаптированной к современным условиям школьной жиз­ни картины состояния современного ребенка, его цельного, по возрастам, физическо-физиологического, психологического и социологичес­кого портрета. Это приводит к однобокому, порой ошибочному ре­шению многих педагогических вопросов. Например, при определе­нии содержания образования учитываются требования современной науки и культуры, но не принимается во внимание, в каком возрасте, какой материал может быть освоен быстрее, лучше и окажет благо­творное влияние на психическое и физическое развитие ребенка. Для этого необходимо определить возрастные параметры физического и психического развития и возможностей детей, оптимальные физи­ческие и интеллектуальные нагрузки для каждого возрастного пери­ода, которые необходимо соотнести с реальной занятостью, загру­женностью, утомляемостью, развитостью школьников. Нужны чет­кие и недвусмысленные характеристики возможностей физического, психического и социального развития детей различных возрастных групп в реальном педагогическом процессе. Должны быть разрабо­таны научно обоснованные требования к личности, обеспечивающие гармоничное развитие всех ее сущностных сил и способностей, их

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Статьи о педагогике:

Основные принципы обучения говорению
Говорение - чрезвычайно многоаспектное и сложное явление. Во-первых, оно выполняет в жизни человека функцию средства общения. Во-вторых, говорение - это один из видов человеческой деятельности. В третьих, важно помнить, что в результате деятельности говорения возникает его продукт - высказывание. И ...

Характеристика психолого-педагогического сопровождения деятельности воспитателя инклюзивной группы на 1 этапе
1 этап психолого-педагогического сопровождения: вхождение воспитателя в инклюзивное образовательное пространство. Этот этап соответствует этапу адаптации воспитателя к новым обязанностям и характеризуется тем, что он начинает посещать ребёнка с ОВЗ в условиях дома, знакомится с ребёнком и его семьё ...

Педагогические условия развития внимания первоклассников
Задачами данного параграфа являются: 1. Обосновать выбор педагогических условий, способствующих развитию внимания и наблюдательности первоклассников. 2. Описать критерии уровней сформулированности внимания у первоклассников. Мы утверждали, что проведение экскурсий во внеурочное время будет способст ...

Меню

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.mainedu.ru