Новые технологии в формировании нравственной культуры подростков

Перспективы образования » Формирование нравственной культуры школьников » Новые технологии в формировании нравственной культуры подростков

Страница 1

В настоящее время большое внимание уделяется технологиям обучения, воспитания, информационным технологиям, технологиям общения. В формировании нравственной культуры подростков, как показывает опыт работы педагогов, используют воспитательные технологии. Поэтому объектом нашего изучения будут воспитательные технологии, которые широко используются в рабочей практике учителей.

В отечественной педагогике понятие «технология» все более широко используется с 80-х годов прошлого века: пишут о педагогических технологиях, технологиях образования, технологиях обучения, технологиях воспитания.

Само слово «технология» происходит от греческих слов техно (искусство, мастерство, умение) и логос (слово, учение, наука). Г.К. Селевко и А.Г. Селевко приводят следующие трактовки понятия «технология», бытующие в отечественной литературе:

• совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (Толковый словарь живого великорусского языка В. Даля);

• совокупность приемов, методов и воздействий, применяемых для достижения поставленных целей (Современная западная социология. Словарь);

• искусство, мастерство, совокупность методов обработки, изменения состояния объекта (В.М. Шепель);

• система знаний о способах и средствах обработки и качественного преобразования объекта (И.Г. Зайнышев);

• перевод абстрактного языка науки на конкретный язык решений, нормативов, преписаний (В.Г. Афанасьев);

• способ осуществления деятельности на основе ее рационального расчленения на процедуры и операции с их последующей координацией и выбором оптимальных средств и методов их выполнения (С.Н. Данакин);

• практическая деятельность, которая характеризуется рациональной последовательностью использования инструментария для достижения качественных результатов труда (Е.И. Холостова);

• способы материализации трудовых функций человека, его знаний, навыков и опыта в деятельности по преобразованию предметов труда или социальной реальности (Р.В.Овчарова).

Под педагогической технологией учеными понимается «компонент педагогического мастерства, представляющий собой научно обоснованный профессиональный выбор операционного воздействия педагога и ребенка в контексте его взаимодействия с миром с целью формирования у него отношений к этому миру, гармонично сочетающих свободу личностного проявления и социокультурную норму.

Второй смысл понятия обозначает «научно-педагогическую дисциплину, которая изучает, исследует, описывает педагогическую технологию как элемент профессионализма педагога.

В практике воспитания выделяют два уровня овладения педагогической технологией: элементарный (когда освоены лишь ключевые операции основных слагаемых педагогических технологий) и профессиональный (когда педагог свободно владеет палитрой педагогических технологий).

Педагогические технологии воспитания имеют свою специфику. Любая деятельность, считает В.П. Беспалько, - может быть либо технологией, либо искусством. Искусство основано на интуиции, технология – на науке. С искусства все начинается, технологией заканчивается, чтобы затем все началось сначала Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М., 1989. – с. 5. Самое прямое отношение это имеет к теории воспитания, ибо воспитание – и наука, и искусство.

Сложности в создании и реализации технологий воспитания объясняются целым рядом особенностей воспитания:

· Воспитание, понимаемое в узком и широком смысле, действует неоднозначно в каждом конкретном случае.

· Воспитание носит целостный характер, его трудно расчленить на составляющие, а значит, трудно создать некий алгоритм действия воспитателя.

· Ребенок в процессе воспитания – и объект воздействия педагога, и субъект многообразий деятельности.

· Воспитание – процесс многофакторный: многие факторы, в том числе и стихийные, вносят свой корректив.

Однако отношение к понятию «технология» у российских педагогов весьма неоднозначное. «Слово "технология", - пишет С.Д. Поляков, - в педагогике последних лет популярно, на слуху. Но отношение к этому слову разное. Для одних учителей - технологии - это нечто серое, твердое, машинное, мертвое - превращение людей в роботов. Для других технология - символ упорядоченности, логичности, целенаправленности, ясности целей и средств - костяк, основа педагогического действа».

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Статьи о педагогике:

Из истории использования текстовых задач в России
В традиционном российском школьном обучении математике текстовые задачи всегда занимали особое место. С одной стороны, практика применения текстовых задач в процессе обучения во всех цивилизованных государствах идет от глиняных табличек Древнего Вавилона и других древних письменных источников, то е ...

Дидактические системы педагогов-новаторов
В конце 70-х — начале 80-х годов на арену обществен­но-педагогической жизни вышел большой отряд педагогов-новаторов, педагогов-практиков. «Творчество учителя — творчество ученика» — таков их девиз. Увлеченность сво­им предметом, умение построить урок так, чтобы все уче­ники участвовали в учебном тр ...

Развитие скоростно-силовых качеств
Под скоростно-силовыми качествами понимается способность человека к проявлению предельных или около предельных усилий в кратчайший промежуток времени при сохранении оптимальной амплитуды движений. Скоростно-силовые качества в настоящее время рассматриваются не как производное от силы и быстроты, а ...

Меню

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.mainedu.ru