Психические процессы. Воображение
Воображение – это психическая деятельность, состоящая в создании представлений или осмысленных образов в человеческом сознании, никогда в целом не воспринимавшихся человеком в действительности. Оно позволяет представить результат деятельности до её начала, предвосхитить то, чего не существует. Именно с этим связана способность человека находить новые пути, делать открытия, искать способы решения возникающих задач.
Воображение представляет собой опережающее отражение действительности, которое осуществляющееся в рамках воображения, происходит в конкретно-образной форме в виде ярких представлений, в то время как опережающее отражение в процессах мышления происходит путём оперирования абстрактными понятиями.
Простейшая форма синтезирования – агглютинация. Агглютинация предполагает «собирание» различных в повседневной жизни несоединённых качество, свойств, частей. Близкая по форме к агглютинации - гиперболизация, которая, в свою очередь, характеризует усиленное преувеличение или преуменьшение каких-либо предметов, явлений, их свойств и соотношений. Для воображения характерен отказ от реальности, который позволяет определить данный психический процесс, как процесс преобразующего отражения действительности.
Виды воображения: воссоздающее (создание образов, объектов), творческое (самостоятельное создание новых образов), мечта (вид творческого воображения, создание образов желаемого будущего, не воплощённых непосредственно в продукты деятельности), грёзы (пассивное воображение, продуцирующее образы, которые не могут воплотиться в жизнь).
Функции воображения:
1 - представлять действительность в образах и иметь возможность пользоваться ими, решая задачи;
2 - регулирование эмоциональных состояний;
3 - участие в произвольной регуляции познавательных процессов и состояний человека, в частности, восприятия, внимания, памяти, речи, эмоций;
4 - формирование внутреннего плана действий;
5 - планирование и программирование деятельности, составление таких программ, оценки их правильности, оценки их реализации.
Статьи о педагогике:
Планирование работы по модульной технологии
На уроках истории, так же как и на уроках других предметов, возможно применение модульной технологии. Содержание обучения по модульной технологии представляется в законченных самостоятельных комплексах (информационных блоках), усвоение которых осуществляется в соответствии с целью. Главная особенно ...
Формирование нравственности учащихся
Формирование нравственности учащихся – важнейшая задача школы. Мораль как регулятор поведения личности. В процессе воспитания личности исключительно важное значение имеет формирование ее нравственности. Дело в том, что люди, будучи членами социальной системы и находясь во множестве общественных и л ...
Перспективы Болонского процесса
В отношении сложившейся ситуации среди российских экспертов существуют две точки зрения. Часть экспертов пессимистически оценивают перспективы Болонского процесса в России. Они высказывают опасения, что процесс не будет доведен до конца и постепенно, после вовлечения в него небольшой передовой част ...
Меню
- Главная
- Воспитание трудолюбия дошкольников
- История развития педагогики
- Физическая культура в младших классах
- Детская и юношеская субкультуры
- Развитие женского образования в России
- Психология и педагогика
- Перспективы образования