Развитие творческих способностей учащихся при использовании учебно-творческих задач компьютерного моделирования
Данный пример наглядно подтверждает, что задания подобного типа позволяют четко проследить поэтапность создания модели и являются ярким примером творческой деятельности учащихся. Сделав иные предположения, каждый из учащихся получает свою собственную, отличную от других, модель.
Просмотрев и проанализировав задачный аппарат учебников информатики, рекомендованных для учащихся средних школ, на предмет наличия задач моделирования, относящихся к учебно-творческим, можно сделать вывод, что практически во всех учебниках есть задачи на формализацию и применение математических методов, а также задачи других типов, решение которых сводится к применению математического аппарата. Однако авторы учебников практически не предлагают задачи на развитие таких компонентов творческих способностей личности, как способность к видению проблем и противоречий, критичность мышления и способность к оценочным суждениям, способность находить нужную информацию и переносить, применять ее в условиях задачи, способность формулировать и переформулировать задачи, коммуникативно-творческие способности и т.д.
Термин "задача" по частоте его использования - один из самых распространенных в науке и образовательной практике. Некоторые авторы понятие "задача" рассматривают как неопределяемое и в самом широком смысле означающее то, что требует исполнения, решения. В аспекте использования средств обучения она выступает средством целенаправленного формирования знаний, умений, навыков. К сожалению, в учебниках задачи по-прежнему используются в основном для формирования умения применять знания (в смысле запоминания фактов и их воспроизведения). Мы же в нашем исследовании будем рассматривать учебно-творческие задачи, предполагающие другую схему решения, используя нетрадиционные методы и средства. Это уже новый этап использования задач, когда они служат в качестве развития личности и воспитания учащихся.
Большинство задач информационного моделирования относятся к учебно-творческим задачам (УТЗ), определение, обоснование содержания и роли, а также классификация которых были предложены В.И. Андреевым. Остановимся подробнее на понятии учебно-творческих задач и их классификации.
"Учебно-творческая задача- это такая форма организации содержания учебного материала, при помощи которого педагогу удается создать учащимся творческую ситуацию, прямо или косвенно задать цель условия и требования учебно-творческой деятельности, в процессе которой учащиеся активно овладевают знаниями, умениями, навыками, развивают творческие способности личности".
По нашему мнению, при обучении моделированию возможно применение учебно-творческих задач на развитие самых различных компонентов творческих способностей.
Классификация учебно-творческих задач, предложенная В.И. Андреевым, довольно обширна.
Классификация учебно-творческих задач в связи с их использованием для развития творческих способностей личности:
Типы УТЗ |
Примеры задач на моделирование |
Развиваемые компоненты творческих способностей |
1. Задачи с некорректно представленной информацией |
Уже упомянутая задача о портфеле школьника, в которой практически отсутствует исходная информация, а есть только цель деятельности. Разработать реляционную модель туристического агентства. |
Способность находить нужную информацию и применять ее в условиях задачи |
2. Задачи на прогнозирование |
Математическое моделирование: какой будет численность населения России к 2050 году? Словесное или графическое моделирование: разработать модель школы XXI в. |
Способность генерировать идеи, выдвигать гипотезы |
3. Задачи на оптимизацию |
При каких размерах длины и ширины прямоугольного участка площадью S будет затрачено наименьшее количество штакетника? |
Гибкость, рационализм мышления |
4. Задачи на рецензирование |
Задачи на оценку адекватности модели: математическая модель зависимости роста численности популяции амеб от рождаемости выражается следующей формулой: Ч (I+1) =Ч (I) *2. Отражает ли данная модель реальный процесс? Какие факторы стоит учесть дополнительно? |
Критичность мышления, способность к оценочным суждениям |
5. Задачи на обнаружение противоречия и формулировку проблемы |
В кинотеатре города, рассчитанном на 100 мест, в день проходит 5 сеансов. Фильм "Турецкий гамбит" будут показывать в течение недели. Исследуйте ситуацию с различных точек зрения путем формирования заданий для решения задач типа "что будет, если…" и "как сделать, чтобы…". Сформулируйте выводы и дайте рекомендации. |
Способность к видению проблем и противоречий |
6. Задачи на разработку алгоритмических и эвристических предписаний |
Разработайте алгоритм создания модели шахматной доски в графическом редакторе. Разработайте алгоритм преобразования неструктурированной информации об объекте в таблицу вида "объект-свойство" или "объект-объект". Составьте описательную модель поведения при знакомстве с лицом противоположного пола. |
Способность к обобщению и свертыванию мыслительных операций, способность к рефлексии мышления |
7. Задачи на корректную постановку задачи |
Дана математическая модель в виде диаграммы. Постройте таблицу, для которой может быть создана такая диаграмма (таблица должна нести смысловую нагрузку). Придумайте задачу, в результате решения которой может быть получена логическая модель вида (А В) →С. |
Способность формулировать и переформулировать задачи |
8. Логические задачи |
Задачи на создание логических моделей. Задачи на разработку структурных (иерархических, сетевых, реляционных) моделей. |
Интеллектуально-логические способности |
9. Конструкторские задачи |
Компьютерное конструирование, моделирование объекта по техническому рисунку или чертежу с недостающими на нем линиями, доработка формы деталей предмета т.д. |
Способности к конструированию |
Статьи о педагогике:
Организация экспериментальной работы по выявлению социальной активности
студентов КБГУ
В целях выявления актуального уровня социальной активности студентов вуза нами был организован и проведен констатирующий эксперимент с применением методик «Ценностные ориентации» М. Рокича, «Диагностика мотивационной структуры личности» В.А. Мильмана и «Вопросника для выявления социального самоконт ...
Анализ практики использования школьного сочинения как средства оценки
личности учителя
Для изучения оценочного аспекта отношения младших школьников к учителю мы изучили практику использования школьного сочинения как средства оценки личности учителя. Как оказалось, учителя редко обращаются к этому приему работы. Так, используется сочинение детей на тему «Моя учительница» и методику ко ...
Цифровая лаборатория «Архимед» – новое поколение школьных естественно-научных
лабораторий
Цифровые лаборатории «Архимед» – это новое поколение естественно-научных лабораторий – оборудование для проведения широкого спектра исследований, демонстраций, лабораторных работ. По сравнению с традиционными лабораториями "Архимед" позволяет существенно сократить время на организацию и п ...
Меню
- Главная
- Воспитание трудолюбия дошкольников
- История развития педагогики
- Физическая культура в младших классах
- Детская и юношеская субкультуры
- Развитие женского образования в России
- Психология и педагогика
- Перспективы образования