Структура и подготовка лекции
В структуре лекции выделяют три части: введение, основное содержание и заключение.
Во введении устанавливается связь темы с пройденным материалом, определяются цели, задачи лекции, формулируется план лекции. Список информационных источников можно предложить во введении, а можно представить в конце лекции. Лектор должен быть краток и выразителен. На введение отводится 5–8 минут.
В основном содержании отражаются ключевые идеи, теория вопроса. По возможности излагаются различные точки зрения. Представляются оценочные суждения лектора. Формулируются выводы после каждой логической части (при этом начинать каждый логический блок отдельным введением не обязательно).
В третьей части лекции – заключении – делаются обобщения и выводы в целом по теме. Идёт презентация будущего лекционного материала. Преподаватель определяет направления самостоятельной работы студентов.
Чтобы хорошо выступить, надо хорошо подготовиться. Рекомендуется соблюдать следующую процедуру при подготовке к лекции.
Первый шаг заключается в определении того, что надо изложить и в какой последовательности. Для этого уясняется содержание темы, вычленяются ведущие идеи, структурируется материал. Лектор продумывает, в каком соотношении предложить теоретический и фактический материал. В двухчасовой лекции желательно рассмотреть не более трёх-четырёх вопросов.
Второй шаг предполагает поиск средств, позволяющих без потерь донести содержание материала до слушателей, вычленить и провести через всю лекцию ключевые, ведущие идеи, положения. Речь идёт об использовании таких методических приёмов, с помощью которых активизируется мышление, аудитория вовлекается в диалог, дискуссию.
Третий шаг – запись лекции в виде полного текста или тезисов. Полный текст располагается на 16–17 страницах печатного текста для двухчасовой лекции.
Четвёртый шаг – это проверка результата работы. Подготовленный текст следует проговорить вслух, установить время на каждый вопрос.
Подготовка лекции включает такой важный компонент, как полноценное лекционное общение. Лектор должен учитывать ряд требований, чтобы получить эффективный результат:
• суждение должно формулироваться чётко, ясно, недвусмысленно, не изменяясь на протяжении доказательства;
• использование наглядности облегчает восприятие и понимание изучаемых положений; однако не следует перегружать аудиторию иллюстративным материалом, он должен играть подчиненную роль (его требуется столько, сколько необходимо для освещения вопроса и обеспечения внимания слушателей);
• быстрое и верное ориентирование в обстановке выступления, умение реагировать на реплики, не поддаваться страху, излишнему волнению;
• контакт со слушателями. Контакт логический – это активность мысли студента в ответ на мыслительную деятельность преподавателя. Психологический контакт обеспечивает содружество преподавателя и студента.
Высокий профессионализм мастерства лектора складывается из многих факторов.
1. В речи следует избегать монотонности, которая утомляет человека и усыпляет его внимание и интерес. Поэтому надо варьировать интонацию, силу голоса, темп изложения. Речь лектора должна быть не только убедительной, доказательной, но и эмоциональной.
2. Материал следует излагать в доступной форме, причем избегать двух крайностей: книжного стиля изложения и разговорно-бытового. Лектору нужно быть самим собой, говорить своими словами, а не составлять речь из чужих оборотов и книжных фраз. Можно одно и то же сказать по-разному.
3. Выразительность речи, образность языка, удачные выражения, сравнения, афоризмы, юмор способствуют вдохновению, интеллектуальному подъёму. Невнятное произношение, сухость, бесцветность лекции ведут к сбоям в лекционном общении.
4. Недопустимо механическое чтение заранее подготовленного материала, когда текст владеет лектором. Живое общение с аудиторией, диалог способствуют полноценному общению. Чаще используется вопросно-ответная форма подачи материала. Существуют приемы скрытого и открытого диалога. Скрытый диалог существует, когда сам же лектор отвечает на поставленные вопросы. Открытый диалог существует, когда высказываются сами студенты: «А как вы думаете,…? Как объяснить…? Какие доводы приведёте в защиту…? » Можно использовать прием персонификации: «Представьте себе, что Вы…».
5. Лекцию следует читать, наблюдая, как усваивается материал слушателями, реагируя на их реплики, движение глаз.
6. Речь должна прерываться паузами. Роль пауз в лекционном общении состоит в следующем:
а) пауза нужна для эффективного усвоения материала, потому что максимальная продолжительность внимания слушателя – 20 минут;
б) паузы – это средство мобилизации внимания для сообщения вывода, важного факта.
Паузы заполняются следующей информацией:
а) биографией учёных-экономистов, людей науки, культуры, политики;
б) яркими фактами из различных областей знания;
в) средствами наглядности;
г) включением расчётов;
Статьи о педагогике:
Содержание логопедической работы по формированию
синтаксической структуры простого предложения у детей дошкольного возраста с
ОНР 3 уровня
Логопедическая работа с детьми с ОНР обуславливается рядом общедидактических и специфических принципов в работе с детьми с речевыми нарушениями, озвученными О.А. Карабановой [17. С. 88]: 1. Системность коррекционных, профилактических и развивающих задач. Соблюдение означенного принципа не позволяет ...
Анализ деятельности ДОУ «Солнышко» по патриотическому воспитанию
дошкольников
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Махневский детский сад №1» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по социально-личностному развитию детей (МКДОУ «Махневский детский сад №1» общеразвивающего вида). Целью МКДОУ «Махневский детский сад №1» являет ...
Система развивающего обучения Л.В. Занкова
С идеями развивающего обучения связывается возможность изменений в школе. В последние годы значительные изменения происходят в системе начального обучения. Увеличено количество вариативных учебников (с 7 в 1990 г. до 58 в 1999 г.). Практически все учебники оснащены так называемым «шлейфом» (пропис ...
Меню
- Главная
- Воспитание трудолюбия дошкольников
- История развития педагогики
- Физическая культура в младших классах
- Детская и юношеская субкультуры
- Развитие женского образования в России
- Психология и педагогика
- Перспективы образования