Город как система
возрастание доли нематериальной сферы (наука, культура, образование, управление) при сокращении доли материальной (промышленность, транспорт, стройиндустрия);
совершенствование технологии (переход на новые технологии), повышение технического уровня;
освобождение функциональной структуры от звеньев, ставших для города неуместными или даже противопоказанными ему.
Последнее обстоятельство, связанное с изменениями структуры, можно рассматривать и как проявление саморазвития города, отторгающего те звенья своей экономической базы, которые были уместными для города на предшествующих этапах его развития, но перестали быть ими, когда город поднялся на более высокую ступень иерархии. В то же время структура наращивается за счет элементов, соответствующих новому положению города. Например, в крупных и крупнейших городах усиливается блок научно-технического прогресса, представленный наукой, проектированием, конструкторскими разработками, экспериментальными производствами в прогрессивных отраслях промышленности.
Подобная трансформация функциональной структуры подтверждает своего рода закон соответствия функциональной структуры рангу города, его месту в общественном разделении труда и территориальной организации общества.
Специализация города, определяемая отраслями градообразующей базы, особенности функциональной структуры служат основанием для функциональной типологии городов. Важный показатель при этом — степень развитости функциональной структуры. По этому признаку города делятся на две больших группы — однофункциональные и многофункциональные. Первые — преимущественно малые и средние — существуют на основе какой-либо одной функции. Это могут быть промышленность, транспорт, наука, НИОКР (научные исследования, опытно-конструкторские разработки), отдых, лечение, туризм, а также административные, военно-стратегические или религиозные функции. Наиболее распространенные промышленные однофункциональные города нередко имеют градообразующую базу в виде одного крупного предприятия.
Когда ведущая функция стимулирует появление дополняющих ее отраслей и видов деятельности, полностью на нее ориентированных, и продолжает сохранять преобладание и роль, так сказать, подфункции, придающей своеобразную окраску всему сложившемуся сочетанию, то возникает функциональный тип, который можно назвать специализированным комплексом.
Многофункциональные города различаются по соотношению непроизводственной и производственной сфер, по сочетанию различных блоков в рамках каждой из них. Существенное значение имеет степень внутренней связи между элементами функциональной структуры.
Помимо такого рода структурных характеристик с точки зрения географии очень важно территориальное содержание функций. Под этим понимается ориентация деятельности города в территориальном разрезе, обеспечение выпускаемой продукцией определенных регионов, предоставление услуг населению и хозяйству той или иной территории. Ориентация на обслуживание — производственное, научное, транспортное, в сфере строительства — окружающего района присуща городам — административным и организационно-хозяйственным центрам. К ним относятся столицы, центры экономических районов, краев и областей, низовых административных районов. В каждом из таких городов в соответствии с его рангом, которым определена и величина обслуживаемого района, формируется блок центральных функции. Город-спутник ориентирован своими связями на центр агломерации. У города—плацдарма освоения ресурсного района — территориальное содержание функций зафиксировано осваиваемым районом.
Статьи о педагогике:
Основные организационные формы физического
воспитания детей в школе
Физическое воспитание детей и подростков в общеобразовательных школах включает сдачу норм, характеризуется разнообразием организационных форм, активным вовлечением во внеклассные и внешкольные спортивно-массовые мероприятия, широким использованием физических упражнений в повседневной жизни школь ...
Основные методологические подходы
1.Системный подход. Сущность: относительно самостоятельные компоненты рассматриваются как совокупность взаимосвязных компонентов: цели образования, субъекты педагогического процесса: педагог и учащийся, содержание образования, методы, формы, средства педагогического процесса. Задача воспитателя: уч ...
К.Д. Ушинский. Его произведения для детей дошкольного и младшего возраста
Ушинский написал много книг по педагогике, но самые известные из них – “Родное слово” и “Детский мир”. "Родное слово" – это книги для для первоначального обучения детей, в возрасте до 10 лет, которые вышли в свет в 1864 году. "Родное слово" представляет собой систематическое рук ...
Меню
- Главная
- Воспитание трудолюбия дошкольников
- История развития педагогики
- Физическая культура в младших классах
- Детская и юношеская субкультуры
- Развитие женского образования в России
- Психология и педагогика
- Перспективы образования