Анализ формирующего эксперимента
Нами в течение 9 недель было проведены коррекционные занятия, направленные на формирование умений правильного построения синтаксической структуры простого предложения у детей дошкольного возраста с ОНР 3 вида. В работе использовались наработки, взятые из методики Т.Б. Филичевой.
Всего в эксперименте принимало участие 10 человек. Все они были поровну поделены на две группы: контрольную и экспериментальную. С последней группой и проводились коррекционные занятия.
Целью занятий являлось отслеживание эффективности методики Филичевой и в целом проводимой нами логопедической работы.
В экспериментальную группу входили испытуемые №6-10 (Таня С., Роман К., Саша К., Сережа Б., Люба С.). Испытуемые №1-5 составили контрольную группу (Полина Б., Света Л., Роман Р., Саша С., Валя П.).
Уровень сформированности умения правильного построения простого распространенного предложения в указанных группах до эксперимента составлял: в экспериментальной группе – 10% от общего числа показали средний уровень сформированности, в контрольной группе – 10% от общего числа показали средний уровень сформированности.
Занятия проводились в формате индивидуальной и фронтальной работы логопеда и практиканта с детьми. Средняя продолжительность занятия составляла 25-30 минут.
Ниже представлен подробный план проделанной работы
Таблица 2. План коррекционных занятий
Неделя |
Занятие |
Описание |
1 неделя |
1 занятие |
Вводное занятие: - организационный момент; - вводная беседа на тему правильной и неправильной речи, правильного и неправильного произношения; - введение понятия «предложение», виды предложений; - упражнения на различение видов предложения (простое или сложное) по картинкам. |
2 занятие |
Комплексное занятие: - упражнения, игры на развитие внимания, восприятия, памяти; - различение видов простого предложения; - упражнения на определение вида простого предложения по картинкам и на слух (утвердительное, отрицательное, повествовательное, вопросительное, восклицательное) | |
2 неделя |
3 занятие |
Закрепляющее занятие: - физическая разминка; - игры на развитие воображения; - упражнения на определение вида простого предложения на слух. |
4 занятие |
Комплексное занятие: - упражнения, игры на развитие внимания, восприятия, памяти; - физическая разминка - введение понятий «главные члены предложений»; - упражнения на закрепление. | |
3 неделя |
5 занятие |
Закрепляющее занятие: - ознакомление со схемами предложений; - упражнения на составление простых нераспространенных предложений по схемам. |
6 занятие |
Комплексное занятие: - упражнения на развитие памяти; - физическая разминка; - введение понятия «второстепенные члены предложения» (определение как форма передачи признаков предмета); - упражнения на определение второстепенных членов предложения в примерах. | |
4 неделя |
7 занятие |
Закрепляющее занятие: - физическая разминка; - упражнения на развитие внимания; - упражнения на определение второстепенных членов предложения в примерах (определение). |
8 занятие |
Комплексное занятие: - физическая разминка; - введение понятия «второстепенные члены предложения» (дополнение как форма введения дополнительных предметов или признаков); - упражнения на определение второстепенных членов предложения в примерах. | |
5 неделя |
9 занятие |
Закрепляющее занятие: - физическая разминка; - упражнения на определение второстепенных членов предложения в примерах (дополнение). |
10 занятие |
Комплексное занятие: - упражнения на развитие памяти; - порядок слов в предложении; - составление предложений из нескольких слов в разном порядке. | |
6 неделя |
11 занятие |
Закрепляющее занятие: - физические упражнения; - составление предложений из нескольких слов в разном порядке. |
12 занятие |
Комплексное занятие: - физические упражнения; - введение понятия «однородные члены предложения»; - упражнения на составление синонимов к слову; - упражнения на составление предложений с однородными членами. | |
7 неделя |
13 занятие |
Закрепляющее занятие: - упражнения на развитие памяти и внимания; - упражнения на составление предложений с однородными членами. |
14 занятие |
Комплексное занятие: - упражнения на развитие воображения; - физические упражнения; - упражнения на составление предложений по картинкам. | |
8 неделя |
15 занятие |
Комплексное занятие: - упражнения на развитие воображения, памяти, внимания; - физические упражнения; - упражнения на составление предложений по схемам. |
16 занятие |
Комплексное занятие: - упражнения на развитие воображения, памяти, внимания; - физические упражнения; - упражнения на составление небольшого рассказа по серии картинок. | |
9 неделя |
17 занятие |
Комплексное занятие: - упражнения на развитие воображения, памяти, внимания; - физические упражнения; - групповое обсуждение прочитанной сказки, составление предложений по прочитанному. |
18 занятие |
Заключительное занятие: - обобщающая беседа по проведенным занятиям о важности грамотной правильной речи; - упражнения на составление связанных текстов по картинкам; - закрепление знаний о простом распространенном предложении. |
Статьи о педагогике:
Социокультурный подход как средство повышения мотивации
В педагогике существует 2 тенденции погружения учащихся в инокультуру: 1. без опоры на культуру родного языка; 2. с опорой на культуру родного языка. Минимальными необходимыми условиями для осуществления социокультурного образования являются: · междисциплинарная интеграция культуроведческих сведени ...
Особенности использования драматической литературы для активизации познавательного
интереса на уроках литературного чтения в начальных классах
Построить процесс обучения невозможно без знания индивидуальных, возрастных и психологических особенностей детей. Начальный период школьной жизни занимает возрастной диапазон от 6-7 до 10-11 лет (1-4 классы). В младшем школьном возрасте дети располагают значительными резервами развития. Их выявлени ...
Особенности игровых приемов и их применение в разных возрастных
группах
Обучение рисованию в младшем возрасте начинается с игровых упражнений. Их цель — сделать более эффективным и процесс обучения детей по созданию простейших линейных форм и развитие движений руки. Дети вслед за воспитателем сначала проводят рукой различные линии в воздухе, затем пальцем на бумаге, до ...