Особенности развития внимания первоклассников

Страница 1

Задачами данного параграфа являются:

- раскрытие содержания понятий: «развитие», «внимание», «внеурочное время»;

- раскрытие особенностей психолого-педагогического развития первоклассников;

- раскрытие особенности развития внимания первоклассников.

Прежде, чем раскрыть особенности развития внимания первоклассников, мы раскроем содержание основных понятий, таких, как: «развитие» и «внимание» и опишем особенности психолого-педагогического развития первоклассников.

Содержание понятия «развитие» разные авторы характеризуют по-своему.

Автор «Философского энциклопедического словаря» Губский Е. Ф. характеризует развитиекак философскую категорию, выражающую процесс движения, изменения целостных систем, возникновение качественно нового объекта, направленность, единство количественных и качественных изменений, взаимосвязь прогресса и регресса, развертывание во времени.

В. И. Даль, автор «Толкового словаря русского языка» даёт следующее определение: развитие

– изменение природных и общественных явлений, а также человеческого сознания, характеризующееся рядом важных особенностей. Во-первых: это изменения не случайные, а происходящие закономерно. Во-вторых: это изменения необратимые и направленные, представляющие собой переход к новым состояниям.

Анализируя содержания вышепредставленных понятий, мы пришли к выводу, что развитие определяется как процесс, но в школьном словаре Горбунова - это процесс перехода от низшего к высшему; в «Современной философии» Кохановского – процесс изменения целостных систем, возникновения качественно нового объекта; а в Словаре-справочнике по обществознанию Чернавина – это процесс перехода к новым состояниям.

В рамках нашей работы мы будем пользоваться определением из «Большого психологического словаря» Б. Г. Мещерякова, который определяет развитие

как конструктивное изменение, переход от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному состоянию объектов.

Теперь рассмотрим содержание понятия «внимание».

Автор «Возрастной психологии» Мухина В. С. Определяет внимание

как психическое состояние, обеспечивающее направленность и сосредоточенность познавательной и практической деятельности человека на определенном объекте или действии.

Автор учебного пособия «Психология» Крутецкий В. А. даёт понятие вниманию

как направленности и сосредоточенности сознания на определенных объектах или определенной деятельности при отвлечении от всего остального.

И автор «Большого психологического словаря» Мещеряков Б. Г. Определяет внимание

как процесс и состояние настройки субъекта на восприятие поставленных задач.

Что же касается понятия «внимание», то мы можем сказать, что оно определяется тоже как процесс направленности, но в «Философском энциклопедическом словаре» Губского – это процесс направленности психической деятельности, в «Философском словаре» Фролова – это процесс направленности и сосредоточенности познавательной и практической деятельности человека, а в «Большом психологическом словаре» Б. Г. Мещерякова – это процесс настройки субъекта на восприятие приоритетной информации и выполнение поставленных задач.

В рамках нашей работы мы будем пользоваться определением из «Философского словаря» Губского: внимание – это направленность и сосредоточенность психической деятельности на определенном объекте или действии.

И. В. Дубровина отмечает, что природа одарила каждого человека способностью к познанию того мира, в котором он родился:

- способностью ощущать и воспринимать окружающий мир – людей, природу, культуру, различные предметы и явления;

- способностью помнить, думать, соображать;

- способностью говорить и понимать речь других людей;

- способностью быть внимательным.

Психические процессы, считает Дубровина, с помощью которых человек познаёт окружающий мир, себя и других людей, называются познавательными процессами или психологическими особенностями человека. К таким особенностям относятся: ощущения, восприятие, внимание, память, речь, мышление и воображение.

У первоклассников можно выделить психолого – педагогические особенности их развития, в частности: ощущения, восприятия, речи, мышления, памяти, моторики, ну и конечно, внимания.

По мнению В. А. Крутецкого ощущение – это отражение в коре головного мозга отдельных свойств, предметов и явлений окружающего мира, воздействующих в данный момент на мозг человека.

Крутецкий отметил, что психика развивается в деятельности. Всестороннее развитие ощущений ребёнка связано с его разнообразной, интересной и активной творческой деятельностью: трудовой, художественно – изобразительной, музыкальными занятиями.

Страницы: 1 2 3 4 5


Статьи о педагогике:

Характеристика психолого-педагогического сопровождения деятельности воспитателя инклюзивной группы на 3 этапе
Этап психолого-педагогического сопровождения личности на пути к профессионализму Воспитатель свободно ориентируется в вопросах инклюзивного образования, в особенностях воспитания и образования детей с ОВЗ, видит и владеет всем коллективом детей с учётом индивидуальных возможностей и потребностей ка ...

Методика ознакомления дошкольников с единицами измерения массы и приборами для измерения
Обучение детей умению различать предметы по массе связывается с развитием количественных представлений (подсчитать, сколько тяжелых или легких предметов, сколько разных по тяжести предметов в ряду и т.д.). В старшей группе можно использовать самые простые весы на рычаге с двумя чашками для проверки ...

Презентации в процессе обучения
Информатизация образования определяет актуальность использования современных информационных и телекоммуникационных технологий. Они занимают особое положение в современном мире. Навыки владения компьютером, умение использовать информационные технологии в своей повседневной работе, владение навыками ...

Меню

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.mainedu.ru