Современные представления о грамотности как результате обучения

Перспективы образования » Оценивание результатов обучения в школе » Современные представления о грамотности как результате обучения

Рассмотрим представление о современных подходах к целям и образовательным результатам в зарубежной и отечественной педагогической практике. Анализ зарубежных публикаций показал, что в последние годы в зарубежном образовании происходил переход от структурно-количественной, «знаниевой» оценки его результатов к оценке значимости получаемого образования для развития личности, ее социализации и самореализации. Современный подход характеризуется попыткой выделения наиболее значимых результатов образования как интегративных качеств личности.

Анализируя проблему образовательных результатов, большинство зарубежных педагогов оперирует понятием «грамотность», которое, однако, по-разному определяется во времени и в пространстве. В развитых странах это понятие «наполняется» не столько знаниями, сколько приобретенным опытом решения проблем, опытом оценочной деятельности (Т. Брамельд, Дж. Брунер, Дж. Веллингтон, У. Древе, Э. Фурман). По мнению многих ученых, «грамотность» с полным основанием может включать такие составляющие, как «компьютерная грамотность», «политическая грамотность», «экономическая грамотность», «грамотность в области средств массовой информации» и т. д. (П. Берне, Дж. Брунер, X. Гарднер, Д. Калдерхед, М. Коул, А. Поллард, П. Роберте).

В отечественной педагогике параллельно с исследованиями западных коллег разрабатывалась целостная концепция образованности человека, уже знакомая большинству педагогов, рассматривавшая грамотность в качестве одного из уровней или одной из ступеней образованности личности.

В работах петербургских ученых (О. Е. Лебедев, Н. Ф. Радионова, А. П. Тряпицына, и др.) образование — это процесс формирования опыта решения значимых для личности проблем на основе использования социального и осмысления собственного опыта обучаемых. Образованность — индивидуально-личностный результат образования, качество личности, которое заключается в способности самостоятельно решать проблемы в различных областях деятельности, опираясь на освоенный социальный опыт.

С точки зрения предлагаемого подхода формирование знаний не является самоцелью образования (знания ради знаний). Знания — это некий промежуточный этап, необходимый для решения проблем, возникающих в конкретной деятельности. Причем степень сложности решаемых человеком проблем определяет его уровень образованности в данной сфере, области знания или виде деятельности.

Становление образованности рассматривается в рамках следующих уровней: элементарная грамотность — освоение элементарных средств учебно-познавательной деятельности (чтение, письмо, счет); функциональная грамотность — умение решать жизненные задачи в различных сферах деятельности на основе прикладных знаний; компетентность — умение решать задачи в различных сферах жизнедеятельности на базе теоретических знаний, причем выделяются три вида компетентности: общекультурная, допрофессиональная и методологическая. Указанные уровни образованности связаны со ступенями школьного образования. Главной целью начального образования можно считать достижение учениками уровня элементарной грамотности, основного образования — функциональной грамотности, полного среднего образования — компетентности. Следует заметить, что элементы функциональной грамотности и компетентности могут формироваться и на начальном этапе обучения (а элементы функциональной и элементарной грамотности могут быть усвоены уже на ступени дошкольного образования). Кроме того, достигнутый уровень образованности может повышаться на последующих ступенях школьного образования.

Названные уровни образованности взаимосвязаны, но в то же время и относительно автономны: известно, что люди, весьма компетентные в какой-то области, могут допускать речевые ошибки и проявлять беспомощность в конкретных жизненных ситуациях.

Итак, образованность ученика характеризует его способность решать значимые для конкретного жизненного этапа задачи или проблемы. При этом ученик должен не только обладать определенными знаниями и умениями, но и уметь находить и отбирать необходимую информацию, анализировать собственный практический опыт, т. е. решать задачу или проблему известными ему способами или обращаться за помощью.


Статьи о педагогике:

Тренинг. Задачи тренинга
Тренинг (англ. training от train — обучать, воспитывать) — краткосрочное мероприятие или несколько мероприятий, направленное на получение знаний, приобретение навыков, а также воспитание участников такого мероприятия. Это – форма активного обучения, позволяющая человеку самому формировать навыки и ...

Характеристика НОУ ВПО "ГЭТИ"
Институт был основан в 1996 году, как Академия "Континент", далее был переименован в НОУ ВПО "Академия социально-экономического развития" (институт), а на данный момент носит название НОУ ВПО "Гуманитарно-экономический и технологический институт" (сокращенное название ...

Цели и задачи воспитательной деятельности
Целями воспитания являются ожидаемые изменения в человеке, осуществляемые проведением специально организованных воспитательных действий и акций. Но цели воспитания не устанавливаются раз и навсегда, не являются едиными, а определяются идейными и ценностными ориентирами, провозглашенными тем или ины ...

Меню

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.mainedu.ru