Система упражнений для обучения иноязычному монологическому высказыванию
P однозначно формулировать основную мысль;
P последовательно развивать мысль;
P выражать одну и ту же мысль разными средствами;
P строить высказывание с учетом его прагматической ценности;
P соотносить высказывание с ситуацией общения;
P приспосабливаться к индивидуальным особенностям партнера по общению;
P соотносить паралингвистические явления (жесты, мимику) с ситуацией общения;
P прогнозировать реакцию партнера и адекватно реагировать на его реплики.
Речевые упражнения не рассматриваются как одноуровневая подсистема. Динамика формирования речевых умений, предполагающая в качестве конечной цели свободное комбинирование материала адекватно коммуникативному намерению, связана с разработкой упражнений двух групп - для обучения подготовленной (с позиции педагога - управляемой) речи и для развития умений неподготовленной (неуправляемой) речи.
При порождении подготовленного высказывания учащиеся опираются на память, на ассоциации, на правила и многочисленные формальные подсказки. Этот вид речи носит менее творческий характер, так как в большинстве своем он связан не только с заданным материалом, но и с подсказанным содержанием.
Неподготовленная речь - сложное речевое умение, которое проявляется в способности детей без затрат времени на подготовку решать коммуникативно-мыслительные задачи, оперируя усвоенным языковым материалом как в знакомых, так и в незнакомых ситуациях.
Говорящий редко использует совершенно новый материал, не бывший в его речевом опыте. Память главным образом долговременная, воспроизводит усвоенные слова, сочетания, штампы, речевые и этикетные формулы. В зависимости от ситуации общения, набора готовых оперативных единиц в памяти и знания правил говорящий образует новые знаки по аналогии с прошлым опытом. На любом уровне высказывания (слово, фраза, текст) этот процесс творческий, однако в неподготовленной речи творчество находит более полное выражение.
Речевые упражнения для обучения подготовленной монологической речи:
P воспроизведение связных высказываний с некоторой модификацией (изменением конца или начала, введением нового действующего лица, видоизменением композиции изложения);
P составление ситуации или рассказа (по ключевым словам, по плану; на заданную тему, изложенную кратко на родном языке);
P описание картины или серии картин связанной (ых) с изучаемой темой;
P воспроизведение ситуаций, в которых использованы названные обороты и речевые формулы;
P пересказ (близкий к тексту);
P составление плана прослушанного рассказа.
Речевые упражнения для обучения неподготовленной монологической речи:
P придумывание заголовка и его обоснование;
P описание картин, не связанных с изученной темой;
P составление ситуации с опорой на жизненный опыт или ранее прочитанное;
P обоснование собственного суждения или отношения к фактам;
P оценка прослушанного или прочитанного.
Упражнения всех перечисленных этапов должны отвечать, кроме того, следующим требованиям:
§ быть посильными по объему;
§ апеллировать к разным видам памяти, восприятия и мышления;
§ быть целенаправленными и мотивированными (что предполагает наличие формулировки конечной или промежуточной цели выполнения упражнений);
§ активизировать умственную деятельность детей;
§ содержать жизненные и типичные примеры и ситуации.
Говорение - это самый сложный вид речевой деятельности, овладение которым сопряжено с большими трудностями. Эти трудности обусловлены сложностью самого процесса порождения речевого высказывания, который непросто протекает и на родном языке, т.к. связан с формулированием мысли средствами языка.
Статьи о педагогике:
Формы взаимодействия «учитель – ученик»
а) из опыта педагогов – новаторов Уже на уроках основной формой взаимодействия между учеником и учителем должно являться сотрудничество. При этом сохраняются элементы распорядительства и подчинения. Педагог учитывает мнения и пожелания учеников; советуется с ними, глубоко проникает в их мысли и нас ...
Внедрение
инновационных технологий в практику школ
Становление и развитие новых социально-экономических и политических отношений в украинском обществе обусловили необходимость пересмотра требований к организации учебного процесса в школе. Важнейшим заданием системы образования сегодня является создание самых благоприятных условий для развития высок ...
Применение дидактических игр на уроках биологии
дидактический игра урок биология Где бы мы ни были, нас повсюду окружают животные и растения. Но изучать биологию – не значит только знакомиться с видовым составом флоры и фауны, знать отдельных представителей. Это изучение большого количества понятий и определений, законов и закономерностей. Сдела ...
Меню
- Главная
- Воспитание трудолюбия дошкольников
- История развития педагогики
- Физическая культура в младших классах
- Детская и юношеская субкультуры
- Развитие женского образования в России
- Психология и педагогика
- Перспективы образования