Развитие мотивационной составляющей учебной математической деятельности школьников
Объем знаний, который человек может усвоить в период школьного образования, естественно, ограничен. Современное состояние науки и общества, динамичный социальный прогресс, увеличение объема новой информации резко сокращают долю знаний, получаемых человеком в период школьного образования по отношению к информации, необходимой ему для полноценной деятельности в изменяющемся обществе. На первый план выходит задача интеллектуального развития и, прежде всего, способность к усвоению новой информации, и интеллектуальная подвижность, гибкость мышления, являющихся в современном обществе существенным условием относительно безболезненной адаптации человека к изменяющимся жизненным обстоятельствам.
За последние десятилетия школа переживает новый период совершенствования математического образования. За это время в содержание математики вошли новые разделы, изменилось взаимное расположение некоторых тем. Быстрое развитие информационных технологий требует перестройки не только производственной сферы, но и системы образования, а также нового осмысления содержания обучения. Особую актуальность приобретает проблема овладения в школе не только системой знаний, умений и навыков, но и учебными действиями по их приобретению и применению, что позволяет учащемуся стать центральной фигурой учебного процесса. Все эти факты предполагают изменение приоритетов в выборе методов обучения.
Проблема качества математического образования остаётся приоритетной для каждой страны в силу высокого научного уровня подготовки по естественно-математическим дисциплинам в большинстве рабочих профессий, связанных с ростом высокотехнологических производств, развития экономических теорий. В связи с этим школа призвана обеспечить необходимые условия для развития мотивации учения. Развитие мотивации учения относится к числу наиболее актуальных и сложных проблем современной психопедагогики.
С конца семидесятых годов прошлого века в педагогических исследованиях стала всё больше осознаваться необходимость постановки и решения задач предметной мотивации. Был сделан вывод о том, что учащийся, не осознавший и не понявший цели обучения, как свои соответственные, и не владеющий средствами самостоятельной познавательной деятельности, не может успешно учиться. А для этого необходимы такие формы и методы учебной работы, которые вызвали бы у учащихся потребность в данном виде деятельности или её результатах. Иными словами, необходимо было постоянно соотносить каждое педагогическое действие с потребностями и мотивами учащихся. Решение этой задачи требует объединения усилий педагогов, психологов, методистов и передовых учителей.
Общие вопросы мотивации в учебном контексте были разработаны в трудах многих исследователей. В них содержатся теоретические рекомендации по созданию мотивационных ситуаций. Но при этом отсутствуют конкретные указания по составлению упражнений и задач.
Исходя из вышеизложенного, возникает следующая научная проблема: каким образом развить мотивационную составляющую учебной математической деятельности школьников.
Объект исследования: процесс обучения математике учащихся V – IX классов при помощи мотивационной системы.
Предмет исследования: мотивация обучения математике.
Цель исследования: совершенствование процесса обучения математике путем:
1) разработки способов повышения мотивации обучения математике и их применения (на примере алгебры VII класса);
2) установления влияния этих способов на конечные результаты учащихся при изучении курса математики (на примере алгебры VII класса).
Гипотеза исследования: Качество обучения напрямую зависит от уровня мотивации
Задачи исследования:
1. Осуществить анализ современного состояния теории и практики развития мотивации в процессе обучения.
2. Выявить особенности развития мотивации и познавательного интереса при обучении математике (на примере алгебры).
3. Разработать методы и средства повышения мотивации учебной деятельности.
4. Экспериментально проверить эффективность этих методов.
Методы исследования: решение основных задач данного исследования обеспечивалось комплексом методов, включающих:
– теоретический анализ и обобщение научно-практических исследований по проблемам мотивации;
– педагогические наблюдения и тестирования уровня мотивации учения математики учащихся;
– педагогический эксперимент
Научная новизна и теоретическая значимость исследования:
1. Исследованы психолого-педагогические факторы, определяющие развитие мотивов изучения математики.
2. Обоснованы концептуальные положения педагогических и методических средств развития мотивов изучения математики: определено понятие «мотивация изучения математики»; изучены внешние и внутренние мотивы.
3. Разработаны и экспериментально обоснованы методы развития мотивов изучения математики.
Практическая значимость: состоит в том, что:
- разработанная технология, выводы и рекомендации вносят определённый вклад в повышение качества обучения учащихся;
- разработан метод диагностики уровня мотивации учения математики;
- разработаны средства развития мотивации, которые могут быть эффективно использованы в качестве элементов в организации разнообразных форм учебно-воспитательного процесса.
- Общая характеристика учебной деятельности
- Психолого-педагогические аспекты мотивации обучения
- Мотивация и природа математических знаний
- Роль задач с практическим применением в развитии предметной мотивации
- Мотивационные элементы в преподавании школьных математических дисциплин
- Роль дидактических игр в повышении мотивации изучения математики
- Основные задачи и методы педагогического эксперимента
- Описание результатов педагогического эксперимента
- Исследование мотивационной атмосферы
- Общая методика повышения предметной мотивации
Статьи о педагогике:
Япония: культурные традиции в социализации детей и юношества
Особенностью приобщения японских подростков и юношества к нормам поведения в обществе является развитие группового сознания. Начинается социализация в семье, которая, как зеркало, отражает социальную психологию нации. Каждая нация культивирует свою, неизменную в главном, присущую только ей атмосфер ...
Содержание образования как средство развития мотивации
В соответствии с тематикой моего исследования обратимся к рассмотрению двух основных категорий дидактики процесса обучения и его основных компонентов, из которых наибольший интерес для нас представляет содержание образования
. Понятие процесса обучения исследовалось такими учеными как: Бабанский Ю. ...
Занятия природоведческого содержания как основная форма
организации детей при ознакомлении с природой
Систематическое обучение на занятиях - важное средство образовательной работы с детьми дошкольного возраста. На протяжении ряда десятилетий ХХ в. все ведущие исследователи и практики дошкольного воспитания вслед за А.П.Усовой уделяли большое внимание занятиям как ведущей форме фронтального обучения ...
Меню
- Главная
- Воспитание трудолюбия дошкольников
- История развития педагогики
- Физическая культура в младших классах
- Детская и юношеская субкультуры
- Развитие женского образования в России
- Психология и педагогика
- Перспективы образования