Общая методика повышения предметной мотивации

Страница 1

Эффективное формирование предметной мотивации школьников было осуществлено в рамках специального организованного обучения математике, удовлетворяющего следующим требованиям:

– Цели и содержание обучения соответствуют требованиям программы по математике;

– Использованные методы обучения соответствуют уровню развития потребностно-мотивационной сферы учащихся;

– Обеспечивается возможность для проявления учениками готовности к реализации творческого поиска.

Вся система учебных задач была разработана в соответствии:

с логикой изложения теоретического материала;

с уровнем развития учащихся;

с мотивацией необходимости;

с закреплением изученного теоретического материала;

с контролем уровня овладения учащимися теоретического материала и способами учебной деятельности.

Сказанное можно отразить в виде схемы 1:

Рис. 3

При создании проблемной ситуации и мотивации обучения математике учитывалось:

соответствие трудности задачи уровню развития учащихся;

уровень познавательной активности учащихся;

практическую или теоретическую ценность поставленной задачи.

Изучение математики с использованием учебных задач включает в себя три основных этапа, предложенных Л. М. Фридманом:

Мотивационный.

На этом этапе перед учащимися ставится проблемная ситуация, которая играет роль учебно-познавательного мотива.

Познавательный.

Этот этап включает в себя несколько шагов:

Формулировка учебных задач, исходя из проработанной проблемной ситуации, и их решение.

Формирование у учащихся учебных действий по выполнению заданий практического содержания на основе учебных задач.

Решение конкретно-практических задач с использованием решённых учебных задач (основных и частных), которое направлено на закрепление полученных теоретических знаний и учебных действий.

Рефлексивно-оценочный.

Рефлексия включает самостоятельный «взгляд назад» каждого учащегося и проверку своих действий в соответствии с моделью учебной задачи. Эта проверка осуществлялась в текущем режиме в ходе изучения всей темы.

Оценочный компонент подразумевает итоговый контроль со стороны учителя за выполнением конкретно-практических задач и выставление отметок.

Особенности содержания деятельности учителя и учащихся в зависимости от выбранной последовательности постановки учебных задач отражены в следующей таблице.

Таблица 5.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

примечания

I. Мотивационный этап

1. Ставит проблемную ситуацию, которая формируется в виде математической задачи и предлагает найти способы её решения на основе уже известного материала.

2. Формирует проблему, которая содержится в решении поставленной задачи и выделяет основную учебную задачу.

1.Проводят анализ поставленной проблемной ситуации и выделяют неизвестные знания, которые необходимы для её решения.

2.Фиксируют поставленную основную учебную задачу в тетрадях.

II. Познавательный этап

1.В ходе фронтальной эвристической беседы проводят анализ поставленной основной учебной задачи с целью выявить её свойства и установить способы её решения.

2.Формулирует частные учебные задачи на основе выделенных свойств.

2.Фиксируют результат анализа в письменном виде.

3.Проводит объяснение нового материала, не акцентируя внимания на решении поставленных частных учебных задач.

3.Делают записи по ходу изложения материала.

4.Предлагает учащимся решить поставленные частные учебные задачи, используя полученные знания.

4.Обобщают полученные знания и предлагают варианты знаковых моделей, которые являются решением частных учебных задач.

Непосредственный контроль учителя.

5.В ходе анализа предложенных вариантов находится одно общее решение для каждой поставленной частной учебной задачи.

6.

6.Решают конкретно-практические задачи, требующие знания

частных учебных задач.

Отработка учебных действий.

7. В ходе беседы с учащимися формулирует решение основной учебной задачи, обобщая решение частных.

7.Фиксируют составленную знаковую модель решения основной учебной задачи в письменном виде.

8.

8. Решают конкретно- практические задачи, требующие обобщения всех знаний по теме.

Доводится до навыка решения конкретно-практических задач по теме.

III. Рефлексивно-оценочный

Проверяет знания учащихся по изученной теме в ходе самостоятельной или контрольной работы.

Проверяют свои знания при решении задач, выполняя сравнение с полученной знаковой моделью решения учебной задачи.

Страницы: 1 2


Статьи о педагогике:

Характеристика активного словаря у детей с моторной алалией
Формирование экспрессивной речи у моторного алалика затруднено нарушением аналитико-синтетической деятельности речедвигательного анализатора. Эти нарушения могут носить различный характер: а) кинестетическая оральная апраксия, т. е. трудности формирования и закрепления артикуляционных укладов, а в ...

Уровень сформированности культуры речи у детей, поступивших в 1 класс
Первым этапом нашей опытно-экспериментальной работы было определение уровня сформированности культуры речи у детей, поступивших в 1 класс. С этой целью мы провели ряд замеров в двух первых классах. В качестве экспериментального мы выбрали 1 «Б» класс. В качестве контрольного - 1 «А» класс. В 1 «А» ...

Речевая готовность детей к школьному обучению
В современной психологии и педагогике пока не существует единого и четкого определения понятия «готовности» или «школьной зрелости». В решении вопросов готовности детей к школьному обучению существует два направления. Первый подход можно назвать педагогическим. Сторонники педагогического подхода оп ...

Меню

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.mainedu.ru