Изучение уровня профессионального самоопределения личности в 8-9 классах
Образование является необходимым условием для того, чтобы дать человечеству возможность стремиться к идеалам мира, свободы и социальной справедливости.
Изменения, происходящие в образовательной сфере, все в большей степени, становятся проявлением глобальных образовательных тенденций. К их числу относятся следующие:
1. Признание приоритетности образования для развития человека и общества. Образование – главный ресурс будущего должно рассматриваться не как одно из средств развития общества, а в качестве его приоритета и главной цели.
2. Возрастание социальной функции образования в современном мире.
3. Развитие образования является частью процесса зарождения нового мирового сообщества и призвано содействовать гармонизации человеческих отношений, разрешения состоящих перед обществом проблем и противоречий. Одной из главных социальных функций образования в современном мире признается формирование и развитие гражданского общества.
4. Гражданское общество – совокупность социальных связей институтов и ценностей, главными субъектами которых является гражданин с его правами и гражданин организации: ассоциации, объединения, общественные движения и гражданские институты, опосредующие отношения между честной сферой и государством.
5. Становление гражданского общества предполагает изменения:
- в личной сфере – становление гражданского типа личности;
- в сфере, культуры, главным образом – формирование гражданской культуры;
- социальные – развитие демократии и собственно гражданской социальности.
В свою очередь, гражданское общество является одним из факторов поддержания национальной безопасности, общественного благосостояния и социокультурного развития.
Социальные системы образования оказывают существенное, если не решающее, влияние на все сферы общественно-политической системы. Образовательная система выполняет свое назначение, если результатом ее деятельности на отношении к каждому отдельному человеку является становление гражданина.
Образование должно дать возможность каждому индивидуумом открыть, разбудить и укрепить свои творческие тенденции, открыть сокровища, спрятанные в каждом из нас. Это означает, что мы выходим за рамки чисто прикладного характера образования, рассматривавшегося как образовательный путь для достижения определенных результатов (научить делать что-либо, приобрести различные навыки, достичь целей экономического характера).
Из концепции непрерывного образования новая стратегия помимо необходимости адаптации к изменениям к профессиональной сфере предполагает, что образование должно превратиться в процесс непрерывного развития человеческой личности.
Недостаточно что бы каждый индивидуум накопил в начале своей жизни определенный запас знаний – он должен иметь возможность на протяжении всей жизни обновить, углубить и обогатить первоначальные представления о мире.
Цель российского образования - создание условий для развития и самообразования, саморазвитие учащихся, формирование у них способности анализировать и принимать самостоятельные решения.
Разработка содержания, отвечающего стратегическим требованиям достижения нового качества образования, должна начаться с формирования современного общего теоретического представления о содержание образования.
Принципиально важно отметить, что указания выше правительственная стратегия по существу ставит вопрос о достижении нового качества общего образования, а это фактически предполагает необходимость выработки и реализации нового, целостного подхода и общему образованию, новой модели школы: «Консервировать даже то, что некогда было лучше в мире – значит обрекать систему на отставание». Российскому образованию нужно такое обновление, которое приведет к новому качеству образовательных результатов – качеству, которое не достигалось Советской современной российской школы. «Модернизация страны опирается на модернизацию, на его содержательное и структурное обновление. Необходимо – сделать все возможное для ресурсной обеспеченности образовательной сфере. Однако ресурсы должны направиться не на консервацию системы, а на ее эффективное обновление. Консервировать даже то, что когда-то было лучшим в мире, - значит, заведомо гарантировать отставание. Российская система образования должна перейти из режима выживания в режим развития».
Развитие новой экономики, в которой основным ресурсом становится мобильный и высококвалифицированный человеческих капитал требует достижения нового качества массового образования, но качество, понимаемого по – новому, как соответствие, требованиям новой системы общественных отношений и ценностей, требованиям экономики.
Профильное обучение – одно из направлений модернизации Российского образования, цель которого процесс становления человека как общество, существа характеризуется сочетанием стремлением к единению, обществ признанию, включению в социальность и к обособлению, выделению из общности в качестве самоценного индивида.
В становлении зрелой личности особое место занимает профессиональное самоопределение. Самоопределение – центральный механизм становления личной зрелости, состоящей в осознанном выборе человеком своего места в системе социальных отношений. Появление потребности свидетельствует о достижении личностью довольно высокого уровня развития, для конкретного характерно стремление занять собственную, достаточно независимую позицию в структуре информационных идеологических, профессиональных, эмоциональных связей с людьми.
Для подростков оно может представлять серьезную проблему вследствие недостаточной ориентации в сфере общественно-полезной деятельности, а также искажение ценностных установок. Последнее нередко является в выборе профессии деятельности, но сугубо меркантильным соображением. В основе профессии лежит осознание социальной позиции личности, заложенная всем комплектом воспитательного и образовательного влияния.
В условиях целенаправленной и систематической работы по профессиональному и личному самоопределению молодежи может реально снизить социально-экономическую напряженность, потому что подростки, которые через пять – шесть лет придут не на рынок труда выбирать свою профессию с учетом не только своих интересов и склонностей, но требований профессии и рынка труда.
Проблема выбора профессии рано или поздно встает перед любым человеком. Вопрос очень важен, поскольку от его решения зависит не только будущее каждого, но и будущее общества. Чтобы правильно выбрать профессию, ребенку должна помочь школа.
Предпрофильная подготовка выпускникам школы призвана стать важным средством для выбора профессии старших классов и обеспечить условия для адекватного выбора школьниками направления дальнейшего обучения и своей профессиональной карьеры в целом.
В систему предпрофильной подготовки входит блок психолого-педагогической диагностики.
Педагогическая диагностика является скорее активно оспариваемой и неопределенной программой, нежели сформировывается научной дисциплины.
Педагогическая диагностика призвана, во-первых, оптимизировать индивидуального обучения, во-вторых, в интересах общества обеспечить правильное определение результатов обучения и, в-третьих, руководствуясь выработанным критерием свести к минимуму ошибки при переводе учащихся из одной учебной крупы в другую, при направлении их на различные курсы и выбора специализации обучения. Для достижения этих целей в ходе диагностических процедур, с одной стороны, устанавливаются предпосылки к обучению, имеющихся у отдельных индивидуумов и у представителей учебной группы в целом, а с другой, определяются условия, обучения и познания.
Цель дипломной работы: разработать методическое обеспечение для изучения уровня профессионального самоопределения учащихся 8-9 классов в системе предпрофильной подготовки.
В состав методического обеспечения:
- учебная программа курса;
- пакет диагностических материалов;
- планы-конспекты уроков.
Объект исследования: система предпрофильной подготовки.
Предмет исследования: уровень профессионального самоопределения учащихся 8-9-х классов.
Рабочее предположение: изучение уровня профессионального самоопределение и его развитие будет способствовать повышению адекватности выбора профессии.
Задачи дипломной работы:
1. Изучение литературы по проблемам диагностики профессионального самоопределения школьников, и организации профильного обучения и предпрофильной подготовки;
2. Подбор диагностического материала для изучения самоопределения.
3. Разработка планов-конспектов к урокам по темам: «Профессиональная направленность», «Карта интересов», «Профильные интересы и склонности».
4. Обработка результатов диагностики уровня профессионального самоопределения.
- Профессиональное самоопределение как цель предпрофильной подготовки
- Профессиональное самоопределение и факторы его обуславливающие
- Методы исследования профессионального самоопределения
- Учебно-программное обеспечение курса «Познай себя»
Статьи о педагогике:
Характеристика понятия «сила»
Что же вкладывается в понятие «сила» в физическом воспитании и спорте? Совершенно очевидно, что это физическое качество человека, определенное природой для того, чтобы посредством мускулатуры преодолевать внешние воздействия. Для этой цели природа создала уникальный по своей конструкции опорно-двиг ...
Методические особенности изучения темы: «электролиз растворов и расплавов
Урок по теме: Электролиз" Проверка, корректировка и углубление знаний учащихся по теме «Электролиз» через эксперимент и решение задач. - Формирование навыков техники выполнения эксперимента, умения решать расчетные и качественные задачи, составлять уравнения химических реакций, протекающих при ...
Профессиональное самоопределение и факторы его обуславливающие
Процесс становления человека как общества, существа характеризуются сочетанием, стремлением к единению, общественному признанию, включению в социальность и к обособлению, выделению из общности в качестве самоценного индивида. Доказано, что личность человека формируется и раскрывается в процессе акт ...
Меню
- Главная
- Воспитание трудолюбия дошкольников
- История развития педагогики
- Физическая культура в младших классах
- Детская и юношеская субкультуры
- Развитие женского образования в России
- Психология и педагогика
- Перспективы образования