Формирование культуры речи на уроках обучения грамоте

Перспективы образования » Формирование культуры речи на уроках обучения грамоте

В последние годы наблюдается снижение речевой культуры не только в быту, но и в публичных выступлениях, в печати, на радио и телевидении. Культура современного человека в речевом общении с другими людьми – в единстве слова и дела, мысли и чувства.

Каждый хочет, чтобы его уважали, были с ним вежливы и отзывчивы. Но не каждый умеет уважать других, проявлять вежливость, отзывчивость. Один из видов поведения человека – речь. В наших словах и наших интонациях выражено не только наше видение вещей и явлений, но и наше отношение к людям. Черствое, грубое слово, издевательская, равнодушная, крикливая интонация обижают, оскорбляют. Далеко не каждый задумывается, как его слово, его интонация подействуют на собеседника.

Все мы знаем известную пословицу: «Человека встречают по одежде, а провожают по уму». Действительно, нас оценивают по тому, как мы думаем, говорим. Если вдуматься в эти слова, то получается, что по нашей речи наши собеседники делают вывод, о том, кто мы такие. Так происходит потому, что речь независимо от воли говорящего создает его портрет, раскрывает личность. Ведь культура речи неотделима от общей культуры. Без нее немыслимы интеллигентность, духовность.

Культура речи - это умение правильно, точно и выразительно передать свои мысли средствами языка. Она заключается также в умении найти наиболее доходчивое и наиболее уместное, подходящее для каждого конкретного случая средство для выражения своей мысли. Речь человека — это его своеобразный паспорт, который точно указывает, в какой среде вырос и общается говорящий, каков его культурный уровень. От степени владения нормами и богатствами языка зависит, насколько точно, грамотно и понятно может говорящий выразить свою мысль, объяснить то или иное жизненное явление, оказать должное воздействие на слушателей. Культура речи в значительной степени обусловлена культурой мышления. От точности мышления зависит выбор средств выражения. Потому каждый говорящий в какой-то мере задумывается не только над тем, что он говорит, но и как говорит. Поэтому необходимо учиться культуре речи. Это и определило актуальность

выбранной темы исследования

: «Формирование культуры речи на уроках обучения грамоте».

Проблема исследования:

каковы педагогические условия формирования культуры речи на уроках обучения грамоте?

Цель исследования:

на основе теоретико-экспериментального исследования определить наиболее эффективные формы и методы формирования культуры речи на уроках обучения грамоте.

Объект исследования:

процесс формирования культуры речи у первоклассников на уроках обучения грамоте.

Предмет исследования:

формы и методы процесса формирования культуры речи на уроках обучения грамоте.

В соответствии с целью, объектом, предметом исследования нами сформулированы следующие задачи:

1. Изучить психолого-педагогической литературу по заданной теме исследования.

2. Раскрыть сущность понятия «культура речи».

3. Описать формы проведения работы по формированию культуры речи на уроках обучения грамоте.

4. Выявить на основе опытно-экспериментального исследования наиболее эффективные формы и методы формирования культуры речи на уроках обучения грамоте.

Гипотеза исследования:

использование наиболее эффективных форм и методов процесса формирования культуры речи на уроках обучения грамоте способствуют ее повышению.

Методы исследования:

наблюдение, анкетирование, анализ литературных источников, теоретический анализ полученных результатов.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.

Во введении обосновывается актуальность избранной темы исследования; определяются проблема, цель и задачи, объектно-предметная область исследования, гипотеза, осуществлён выбор методов исследования.

В первой главе «Проблема формирования культуры речи учащихся на уроках обучения грамоте» раскрывается понятие «культура речи»; рассматриваются качества и нормы речи.

Во второй главе «Методика формирования культуры речи учащихся на уроках обучения грамоте» представлены опытно-экспериментальное исследование, анализ его результатов.

В заключении изложены основные выводы по приведенному исследованию.


Статьи о педагогике:

Пейзажная живопись как средство формирования словаря у детей с ОНР
Незаменимым средством формирования духовного мира детей является искусство: литература, музыка, скульптура, графика, народное творчество, живопись. Искусство говорит образным языком, оно наглядно, а это близко детям дошкольного возраста. Изобразительное искусство рассматривается как особый вид чело ...

Результаты исследования и их обсуждение
Исследование детей проводилось в течение октября 2010 года и в марте-апреле 2011 года. Интерес представляет сравнение полученных данных в начале обучения детей в первом классе и в конце третьей четверти. Диагностика наглядных форм мышления (тест «Цветные матрицы Равена» для детей 5-11 лет Дети, обу ...

Исследование использования средств наглядности на уроках обучения грамоте
Для доказательства поставленной гипотезы было проведено исследование использования средств наглядности на уроках обучения грамоте. Цель исследования – исследовать эффективность использования средств наглядности на уроках обучения грамоте. Задачи исследования: 1. Разработать методики исследования эф ...

Меню

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.mainedu.ru