Нормы речи
Грамматические нормы – это правила использования морфологических форм разных частей речи и синтаксических конструкций.
Раздел языкознания, который изучает слово как часть речи, называется морфологией. Морфология рассматривает основные типы словоизменения (склонение, спряжение), грамматические категории (род, число, падеж, вид, залог, наклонение и т.д.), объединение слов в грамматические классы (части речи).
Морфологические нормы
устанавливают правильность употребления частей речи и их форм. Варьирование грамматических форм представлено в русском языке очень широко. Так, в словаре-справочнике «Трудности словоупотребления» (1973) приведено более 3 тысяч морфологических вариантов. В основном вариативность отражена в формах существительного: отмечены колебания в выборе рода существительного (лебедь плыла — лебедь плыл); в выборе падежной формы (инспекторы — инспектора, гектар — гектаров); в склоняемости—несклоняемости существительного (в городе Смоленске — в городе Смоленск). В глаголах представлены вариантные формы наклонений (поезжай — езжай — съезди), отмечены колебания в образовании временных форм (пылесошу — пылесосю, сох — сохнул, мурлыкает — мурлычет). В речи колеблются формы местоимений (их подруга — ихняя подруга, сам факт — самый факт), очень широко варьируются формы числительных (трех козлят — троих козлят).
Некоторые пары морфологических форм равно допустимы в литературном языке (увидев — увидя), другие употребляются соответственно в кодифицированном литературном языке и разговорной речи (бухгалтеры — бухгалтера), третьи пары наряду с нормативным вариантом содержат речевую ошибку
(кур — курей, их — ихний).
Причины широкого варьирования морфологических форм восходят, во-первых, к историческому прошлому языка: за время существования русского языка значительно перестроилась и упростилась исходная морфологическая система, уменьшилось количество типов склонений, глагольных форм. Например, многие варианты современных падежных окончаний когда-то были представлены в разных типах склонения: купить сахару — купить сахара, ящик помидор — ящик помидоров. Исторически унаследованная вариантность окончаний существительных мужского рода -А, -У в родительном падеже единственного числа (банка меду, бутылка кефира) и в предложном падеже единственного числа (на посту, в строю и на вираже, в поезде) вызывает к жизни такие разговорные варианты предложно-падежных форм, как в цеху, в отпуску (в кодифицированном литературном языке им соответствуют в цехе, в отпуске). За ними следуют грубые нарушения нормы (на бугру, в уголку).
Во-вторых, ненормативные морфологические варианты очень часто появляются в соответствии с грамматической аналогией, активно действующей в русском языке: кура (по аналогии с формой множественного числа куры), более лучше (по аналогии со сложной формой сравнительной степени наречия более красиво). Ошибки могут быть вызваны большой продуктивностью какого-либо словообразовательного элемента. Например, окончание -ОВ в родительном падеже множественного числа имен существительных в разговорной речи до такой степени распространено, что вовлекается в образование ненормативной формы не только от существительных мужского рода (чулков, грузинов), но и среднего рода (делов, местов, яблоков, полотенцев) и даже женского (свадьбов, племянницев).
В-третьих, образование грамматических форм попадает под влияние закона экономии речевых средств (особенно активно этот закон действует в разговорной речи), при этом появляются варианты типа спать на диван-кровати (теряется склоняемость первой части составных существительных), учиться в городе Челябинск (утрачивается склоняемость географических названий, употребляемых с приложением). Законом экономии речевых средств объясняется повсеместно наблюдаемое неправильное склонение количественных числительных: с пять тысяч триста двадцатью двумя предложениями вместо с пятью тысячами тремястами двадцатью двумя предложениями. Если подобную ошибку можно не исправлять в разговорной речи, то в устах дикторов телевидения или радио она совершенно недопустима.
В письменной речи допускаются многочисленные ошибки, связанные с нарушением морфологических норм.
1. Возникают ошибки в словообразовании: слова употребляются с приставками или суффиксами, образующими нелитературную форму: поклади тетрадь на стол; не надсмехайся над ним; это церковенный обычай. Некоторые глаголы в русском языке могут употребляться только с приставками, их бесприставочные формы просторечны: вчера я садила огурцы. При неправильном употреблении суффиксов может возникать омонимия с другими словами: электрички переполнены за счет огородников и садистов.
Статьи о педагогике:
Методика воспитания скоростно-силовых способностей
Уже отмечалось, что собственно-силовая подготовка составляет только одну из сторон воспитания силовых способностей спортсмена. В зависимости от особенностей спортивной специализации эта сторона подготовки сочетается в различных соотношениях с воспитанием скоростно-силовых способностей, силовой выно ...
Принцип речевой направленности
Речевая направленность учебного процесса заключается не столько в том, что преследуется речевая практическая цель, сколько в том, что путь к этой цели есть само практическое пользование языком. Практическая речевая направленность не только цель, но и единство. Речевая направленность предполагает ор ...
Критерии отбора передового педагогического опыта
Для выявления степени эффективности педагогического процесса и его оценки надо иметь критерий, в котором определены: признаки объекта, мера для определения того, в какой степени выражен тот или иной признак у данного объекта. Без этих компонентов нет надёжного критерия и, значит, невозможна объекти ...
Меню
- Главная
- Воспитание трудолюбия дошкольников
- История развития педагогики
- Физическая культура в младших классах
- Детская и юношеская субкультуры
- Развитие женского образования в России
- Психология и педагогика
- Перспективы образования