Нормы речи

Страница 2

2. Существительные, которые имеют только форму единственного числа, употребляются во множественном числе: повсеместно нарушаются общепринятые формы моралей. От существительных, употребляющихся только во множественном числе, незакономерно образуют форму единственного числа: оратор вскарабкался на подмосток, чтобы его лучше было слышно.

3. Неправильно может быть определен род существительного: мне наступили на любимый мозоль; нам предложили горячее кофе. Причиной устойчивого сохранения грамматического значении мужского рода существительным кофе в кодифицированном литературном языке (вопреки тенденции к употреблению неодушевленных несклоняемых существительных в форме среднего рода) служит влияние формы кофий, в которой это слово употреблялось в XIX веке.

4. Неправильно могут быть образованы падежные формы существительных: не покупайте торта с кремом; арендатор взял более 50 гектар земли.

5. Ошибки могут быть связаны с образованием сравнительной и превосходной степени сравнения прилагательных: Митю я знаю более лучше; это был самый вернейший способ решения проблемы.

6. Многочисленны в речи неправильные формы местоимений, часто появляющиеся по аналогии: ихний дом стережет собака (несклоняемая форма притяжательного местоимения заменяется склоняемой по аналогии с прилагательными и склоняемыми формами местоимений); что с его требовать (по аналогии с формой местоимения, употребляемой не после предлога).

7. В устной и письменной речи многочисленны ошибки, связанные с употреблением числительных: она не зарабатывает и пятиста рублей (вместо пятисот). В количественных числительных при склонении изменяется каждая часть.

8. Много ошибок допускается при образовании глагольных и причастных форм: раненые повылазили из всех домов; Павел не могет это сделать; не едь в деревню сегодня, ехай завтра. Не образуются причастные формы на -ЩИЙ от глаголов совершенного вида: жильцы, вздумающие написать жалобу, будут наказаны.

9. Значительное количество ошибок допускается при смешении возвратных-невозвратных форм глаголов и причастий: дети играются в комнате с куклами; от этой жизни я все время деградируюсь. При употреблении глаголов или причастий, в которых суффикс -СЯ придает словам значение активного действия, может возникать двусмысленность: письма, отправляющиеся друзьям за границу, скоро придут по адресу; после появления на свет младенцы вытираются сухой пеленкой.

Особенности постановки и функцию ударения в словах изучает раздел языкознания, который называется акцентология. Постановка правильного ударения в словах русского языка — большая проблема не только для иностранцев, но и для русских, поэтому столь нередки ошибки типа была, плыла, средства, портфель, корысть. В некоторых языках ударение является фиксированным: например, в эстонском, латышском, чешском, финском ударение падает на первый слог, в польском, испанском, грузинском — на предпоследний, в армянском, французском ударным бывает последний слог.

В русском языке ударение имеет разноместный и подвижный характер. Оно может падать на любой слог в слове, любую морфему: выбежать, отставить, отбегать, плыла; может перемещаться при изменении слова: вода — воду. Такая индивидуальность словесного ударения порождает большое количество ошибок. Трудность усвоения акцентологических норм компенсируется, однако, тем, что подвижность и разноместность ударения в сочетании с интонационным разнообразием создают ритмичность, музыкальность, выразительность русской речи. Благодаря этому создаются поэтические шедевры на русском языке. Русская поэзия — одна из самых благозвучных и выразительных.

В языке действуют определенные тенденции в постановке ударения. В связи с этим некоторые старые ударения воспринимаются как архаичные, уже не нормативные (нужда, призрак), а некоторые новые ударения ощущаются как просторечные, еще не вошедшие в литературный язык (свекла, договор). Таким образом, многие просторечные ударения, возникающие в соответствии с языковой тенденцией, впоследствии могут стать вариантами нормы, а затем и литературной нормой: планёр — планер, ракурс — ракурс, феномен — феномен, каталог — каталог.

В русском языке около 5000 слов, у которых отмечены колебания в ударении. Широко представлены акцентные варианты, т.е. допустимые способы постановки ударения: творог — творог, баржа — баржа, залитый — залитый. В некоторых словах встречаются профессиональные ударения: компас, рапорт (в речи моряков), искра (в речи шоферов), астроном (в речи ученых соответствующей специальности), эпилепсия (у медиков), флейтовый (в речи музыкантов), рефлексия (в речи психологов).

Страницы: 1 2 3 4 5


Статьи о педагогике:

Создание условий для формирования эстетического воспитания
Одной из истинных человеческих потребностей является потребность в красоте как естественное стремление человека к гармонии, целостности, равновесию и порядку. О том, что это именно жизненная потребность человека, говорят результаты исследований антропологов, установивших, что на определенной стадии ...

Силовая подготовка – основа физической подготовленности школьников старших классов
Многие авторы отмечают, что школьники 9-11 классов имеют недостаточную скоростную, силовую, скоростно - силовую подготовку (А.В. Лотоненко, 1988; Н.М. Соловьев, 1982; В.В. Волков, 1984; В.Г. Присенко, 1984 и д.р.) что создает определенные трудности при разучивании нового материала на уроках физичес ...

Методика воспитания собственно-силовых способностей
При необходимости обеспечить высокую степень развития собственно-силовых способностей спортсмена используют ряд методических подходов. Обобщая, их можно свести к двум методическим направлениям, которые сочетаются в различных соотношениях в зависимости от особенностей спортивной специализации. Перво ...

Меню

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.mainedu.ru