Развитие коммуникативных способностей младших школьников на уроке риторики
Коммуникативные способности - это комплексное многоуровневое личностное образование, совокупность коммуникативных характеристик личности, а также ее социально-перцептивные и операционно-технические знания и умения, обеспечивающие регуляцию и протекание деятельности общения.
На сегодняшний день образовательный стандарт заключается в наборе требований к учащемуся - ребенок должен уметь проектировать свою собственную деятельность, овладеть универсальными компетентностями, такими как, например, коммуникативная. Он должен быть готов к выбору профессии, к выбору правильного вектора дальнейшего образования, и, естественно, он должен овладеть гуманистическими, демократическими ценностными ориентациями, умением следовать этическим, нравственным, моральным нормам, уметь оценивать не только других, но и себя.
Проблема развития коммуникативных способностей является особым предметом исследования риторики. Так как ни один из традиционных школьных предметов не учит эффективному общению, очень важным для жизни коммуникативным способностям.
В образовательном стандарте основного общего образования по русскому языку, в разделе «Требования к уровню подготовки учеников», декларируется необходимость развития коммуникативных способностей, «готовности к речевому взаимодействию» в соответствии со сферой и ситуацией общения.
Согласно Федеральному Государственному стандарту ребенок должен уметь ставить и решать определенные типа коммуникативные задачи: определять цели коммуникации, оценивать ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнера (партнеров), выбирать адекватные стратегии коммуникации, быть готовым к осмысленному изменению собственного речевого поведения.
Необходимо обучать младших школьников принципам и правилам общения, развивать коммуникативные способности. В основном требования к развитию коммуникативных способностей предъявляются к урокам русского языка и риторики, которые предоставляют широкие возможности для формирования и развития коммуникативных умений и навыков. В связи с этим актуализируется задача создания педагогических условий для развития у младших школьников коммуникативных способностей на уроках риторики.
Значимость и актуальность нашей работы заключается в том, что развитие коммуникативных способностей младших школьников на уроке риторики исследуется слабо.
Раскрытию особенностей общения младших школьников посвящены исследования отечественных психологов Б.Г. Ананьева, Н.В. Кузьминой, B.C. Мухиной, Р.С. Немова, В.Н. Мясищева. Младший школьный возраст определяется авторами как важный этап социализации и развития коммуникативных способностей ребенка.
Проблемам формирования коммуникативных способностей младших школьников посвящен ряд исследований последних десятилетий (1980-2002гг.), среди которых работы Н.В. Клюевой, Ю.В. Касаткиной, Л.И. Лежневой, Р.В. Овчаровой, Н.В. Пилипко, А.И. Шемшуриной, А.А. Шустовой, Н.В. Щиголевой и др. В качестве основных средств формирования коммуникативных способностей младших школьников авторы используют коммуникативные игры, беседы, игровые задания.
Также, вопросы развития коммуникативных способностей мы наблюдаем в исследовательских работах таких филологов как Т.А. Ладыженская, Н.В. Ладыженская, Р.И. Никольская, Л.А. Тростенцова, И.А. Шеховцова, Н.Т. Барсукова и других, которые раскрыли и систематизировали развитие коммуникативных способностей на уроках риторики (и русского языка).
Актуальность нашей работы состоит в том, что на сегодняшний день, развитию коммуникативных способностей посвящены труды многих вышеперечисленных психологов и филологов, но в данных исследованиях недостаточно рассмотрены методы, средства, приемы, направленные на развитие коммуникативных способностей у детей младшего школьного возраста.
Недостаточность теоретической и практической разработанности проблемы в этом направлении обусловили выбор темы данного исследования.
Объект - процесс развития коммуникативных способностей в младшем школьном возрасте на уроках риторики.
Предмет исследования - методы и приемы развития коммуникативных способностей на уроках риторики
Цель - исследовать особенности развития коммуникативных способностей младших школьников на уроках риторики (ОС «Школа 2100»).
Гипотеза: развитие коммуникативных способностей у младших школьников будет успешнее, если реализуются следующие условия и средства:
- использовать методы (беседа, творческие и сюжетно-ролевые игры, создание и постановка проблемных ситуаций, моделирование, проигрывание и анализ ситуации речевого общения), обеспечивающие повышение уровня речевого развития детей младшего школьного возраста.
- использовать приемы (составление диалога, анализ текста, устные пересказы и рассказы, словесное иллюстрирование, создание речевых ситуаций, инсценирование, дискуссии, коллизии), направленные на развитие способности ученика решать языковыми средствами те или иные коммуникативные задачи в разных ситуациях общения .
Задачи:
1) проанализировать теоретические основы развития коммуникативных способностей младших школьников;
2) обобщить опыт учителей РФ и РС(Я) по развитию коммуникативных способностей на уроках риторики;
3) составить психолого-педагогическую диагностику уровня развития коммуникативных способностей младших школьников;
4) сделать анализ программы развития коммуникативных способностей младших школьников на уроке риторики.
Теоретическая значимость исследования заключается в выявлении методов и приемов по развитию коммуникативных способностей на уроках риторики, применительно к младшему школьному возрасту.
Методы исследования:
Теоретические:
1) анализ психолого-педагогической литературы;
2) обобщение опыта учителей;
3) изучение практического опыта педагогов и психологов.
Эмпирические:
1) опросник для детей младшего школьного возраста, разработанный на основе методики В.В. Синяковского и В.А. Федоршина и адаптированный для детей младшего школьного возраста (приложение 1);
2) методика выявления коммуникативных склонностей учащихся Р. В. Овчаровой (приложение 2);
3) методика КОС-1 для выявления и самооценки «коммуникативных и организаторских способностей» (приложение 3);
4) методика КОС-2 для выявления «коммуникативных и организаторских склонностей» (приложение 4);
коммуникативный способность урок школьник
- Психолого-педагогический аспект развития коммуникативных способностей младших школьников
- Обобщение опыта учителей РФ и РС по развитию коммуникативных способностей младших школьников на уроках риторики
- Психолого-педагогическая диагностика уровня развития коммуникативных способностей младших школьников
- Анализ программы развития коммуникативных способностей младших школьников на уроке риторики
Статьи о педагогике:
Освещение вопроса о месте воспитателя и воспитанника в педагогической литературе
а) о теории воспитания В теории и на практике С. Т. Шацкий развивал положение о том, что воспитание есть прежде всего организация детской жизни и деятельности, имеющая целью подготовку людей с широким кругозором, всесторонне - образованных и развитых. Главный результат воспитательного процесса – фо ...
Занятия природоведческого содержания как основная форма
организации детей при ознакомлении с природой
Систематическое обучение на занятиях - важное средство образовательной работы с детьми дошкольного возраста. На протяжении ряда десятилетий ХХ в. все ведущие исследователи и практики дошкольного воспитания вслед за А.П.Усовой уделяли большое внимание занятиям как ведущей форме фронтального обучения ...
Психические процессы. Восприятие
Восприятие - непосредственное, чувственно-предметное отражением внешнего мира. На основе восприятия возможна деятельность других психических процессов: памяти, мышления, воображения. В ходе восприятия происходит упорядочение и объединение отдельных ощущений в целостные образы вещей и событий. Воспр ...
Меню
- Главная
- Воспитание трудолюбия дошкольников
- История развития педагогики
- Физическая культура в младших классах
- Детская и юношеская субкультуры
- Развитие женского образования в России
- Психология и педагогика
- Перспективы образования