Речевая готовность детей старшего дошкольного возраста к школьному обучению
Совокупность развитых у ребенка речевых умений и навыков и составляют языковую способность, которая позволяет ему понимать и строить новые высказывания в соответствии с речевой ситуацией и в рамках системы правил, принятых в данном языке для выражения мыслей.
Речь детей дошкольного возраста получила в науке название детская речь. В настоящее время осуществляется интенсивное изучение детской речи как особого феномена. Результаты ее исследования представляются важными для лингвистики, психологии и педагогики.
Исследования детской речи должны иметь, прежде всего, практическую направленность: необходимо разрабатывать и совершенствовать методологию, методику и технологию развития речи детей как важного фактора формирования речевой готовности детей к школьному обучению.
Различным аспектам детской речи посвящены исследования В.И. Логинова, Д.Б. Эльконина, Е.М., Струниной, В.И. Яшиной, Е.И. Тихеевой, Н.П. Ивоновой, Ж. Кабан, О.С. Ушаковой, Ф.А. Сохина, А.М. Бородич.
Речевая готовность к школьному обучению предполагает:
завершённость формирования звукопроизношения и фонематического слуха;
сформированность лексико-грамматических категорий;
достаточный объём пассивного и активного словаря;
связность и контекстность речи;
наличие навыков общения с взрослыми и сверстниками.
Цель исследования: теоретически изучить особенности познавательно-речевого развития детей старшего дошкольного возраста и разработать систему дидактических игр, направленных на формирование речевой готовности.
Объект исследования: образовательный процесс в дошкольном образовательном учреждении.
Предмет исследования: речевая готовность детей к школьному обучению.
Гипотеза исследования: речевая готовность детей старшего дошкольного возраста достигнет более высокого уровня если:
рассмотрены особенности познавательно-речевого развития;
определена структура психолого-педагогической готовности к школе
изучены особенности речевой готовности детей старшего дошкольного возраста;
предложена система игр и упражнений, направленных на развитие речи и расширение представлений об окружающем мире в структуре комплексных занятий.
разработаны методические рекомендации педагогам и родителям по развитию речи детей.
Задачи исследования:
рассмотреть компоненты речевой деятельности детей старшего дошкольного возраста;
изучить особенности речевой готовности детей старшего дошкольного возраста;
предложить систему игр и упражнений, направленных на развитие речи и расширение представлений об окружающем мире в структуре комплексных занятий.
разработать методические рекомендации педагогам и родителям по развитию речи детей.
В ходе исследования были использованы следующие методы:
Изучение психолого-педагогической литературы по проблеме развития речи дошкольников.
Наблюдение за речевой деятельностью дошкольников.
Опытно-экспериментальная проверка эффективности разработанных комплексных занятий с использованием дидактических игр.
Практическая значимость: работы заключается в усовершенствовании методических приемов по развитию речи дошкольников.
- Особенности познавательно-речевого развития детей старшего дошкольного возраста
- Речевая готовность детей к школьному обучению
- Роль игровой деятельности в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста
- Изучение речевой готовности детей старшего дошкольного возраста
- Система дидактических игр повышающих речевую готовность детей
- Методические рекомендации педагогам и родителям по развитию речи детей
Статьи о педагогике:
Деятельность школьного туристского клуба
В рамках деятельности школьного туристского клуба учащиеся школы в течение нескольких последних лет осуществили по территории Прикамья спортивные походы разной степени и категории сложности: пешие (хребты Кваркуш, Мартай, Курыксар, Тулымский Камень, Помяненный Камень); водные (сплав по Койве, Чусов ...
Психолого-педагогический аспект развития коммуникативных способностей
младших школьников
В последние годы в науке все чаще стали обращаться к проблеме развития культуры общения младших школьников. Существуют вполне объективные объяснения этому факту. В первую очередь это связано с конкретными требованиями к современному человеку изменяющегося общества. В новых условиях появились реальн ...
Значение ознакомления с массой предметов для сенсорного, умственного и математического
развития детей дошкольного возраста
Формирование понятия «масса» опирается на развитие «барического чувства» (греч. baros - тяжесть, barys - тяжелый). «Барическое чувство» возникает в результате давления предмета на поверхность тела человека. Не случайно, определяя тяжесть предмета, человек как бы «взвешивает» его на ладонях своих ру ...
Меню
- Главная
- Воспитание трудолюбия дошкольников
- История развития педагогики
- Физическая культура в младших классах
- Детская и юношеская субкультуры
- Развитие женского образования в России
- Психология и педагогика
- Перспективы образования