Речевая готовность детей старшего дошкольного возраста к школьному обучению

Перспективы образования » Речевая готовность детей старшего дошкольного возраста к школьному обучению

Совокупность развитых у ребенка речевых умений и навыков и составляют языковую способность, которая позволяет ему понимать и строить новые высказывания в соответствии с речевой ситуацией и в рамках системы правил, принятых в данном языке для выражения мыслей.

Речь детей дошкольного возраста получила в науке название детская речь. В настоящее время осуществляется интенсивное изучение детской речи как особого феномена. Результаты ее исследования представляются важными для лингвистики, психологии и педагогики.

Исследования детской речи должны иметь, прежде всего, практическую направленность: необходимо разрабатывать и совершенствовать методологию, методику и технологию развития речи детей как важного фактора формирования речевой готовности детей к школьному обучению.

Различным аспектам детской речи посвящены исследования В.И. Логинова, Д.Б. Эльконина, Е.М., Струниной, В.И. Яшиной, Е.И. Тихеевой, Н.П. Ивоновой, Ж. Кабан, О.С. Ушаковой, Ф.А. Сохина, А.М. Бородич.

Речевая готовность к школьному обучению предполагает:

завершённость формирования звукопроизношения и фонематического слуха;

сформированность лексико-грамматических категорий;

достаточный объём пассивного и активного словаря;

связность и контекстность речи;

наличие навыков общения с взрослыми и сверстниками.

Цель исследования: теоретически изучить особенности познавательно-речевого развития детей старшего дошкольного возраста и разработать систему дидактических игр, направленных на формирование речевой готовности.

Объект исследования: образовательный процесс в дошкольном образовательном учреждении.

Предмет исследования: речевая готовность детей к школьному обучению.

Гипотеза исследования: речевая готовность детей старшего дошкольного возраста достигнет более высокого уровня если:

рассмотрены особенности познавательно-речевого развития;

определена структура психолого-педагогической готовности к школе

изучены особенности речевой готовности детей старшего дошкольного возраста;

предложена система игр и упражнений, направленных на развитие речи и расширение представлений об окружающем мире в структуре комплексных занятий.

разработаны методические рекомендации педагогам и родителям по развитию речи детей.

Задачи исследования:

рассмотреть компоненты речевой деятельности детей старшего дошкольного возраста;

изучить особенности речевой готовности детей старшего дошкольного возраста;

предложить систему игр и упражнений, направленных на развитие речи и расширение представлений об окружающем мире в структуре комплексных занятий.

разработать методические рекомендации педагогам и родителям по развитию речи детей.

В ходе исследования были использованы следующие методы:

Изучение психолого-педагогической литературы по проблеме развития речи дошкольников.

Наблюдение за речевой деятельностью дошкольников.

Опытно-экспериментальная проверка эффективности разработанных комплексных занятий с использованием дидактических игр.

Практическая значимость: работы заключается в усовершенствовании методических приемов по развитию речи дошкольников.


Статьи о педагогике:

Деятельность школьного туристского клуба
В рамках деятельности школьного туристского клуба учащиеся школы в течение нескольких последних лет осуществили по территории Прикамья спортивные походы разной степени и категории сложности: пешие (хребты Кваркуш, Мартай, Курыксар, Тулымский Камень, Помяненный Камень); водные (сплав по Койве, Чусов ...

Психолого-педагогический аспект развития коммуникативных способностей младших школьников
В последние годы в науке все чаще стали обращаться к проблеме развития культуры общения младших школьников. Существуют вполне объективные объяснения этому факту. В первую очередь это связано с конкретными требованиями к современному человеку изменяющегося общества. В новых условиях появились реальн ...

Значение ознакомления с массой предметов для сенсорного, умственного и математического развития детей дошкольного возраста
Формирование понятия «масса» опирается на развитие «барического чувства» (греч. baros - тяжесть, barys - тяжелый). «Барическое чувство» возникает в результате давления предмета на поверхность тела человека. Не случайно, определяя тяжесть предмета, человек как бы «взвешивает» его на ладонях своих ру ...

Меню

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.mainedu.ru