Изучение речевой готовности детей старшего дошкольного возраста
С целью практического обоснования выводов, полученных в ходе теоретического изучения проблемы речевой готовности детей старшего дошкольного возраста к школе было проведено исследование. В эксперименте приняли участие 10 детей в возрасте 5-7 лет на базе дошкольного образовательного учреждения «Ласточка».
Цель констатирующего эксперимента - определение уровня речевой готовности детей к школе.
Для выявления уровня речевого развития детей были выбраны следующие методики и задания:
Определение понятий.
Оценка пассивного словарного запаса.
Определение активного словаря.
Задание на проверку правильности произношения звуков.
Проверка сформированности грамматических систем.
Владение связной речью.
Составление карты-характеристики готовности детей к школьному обучению.
Констатирующий эксперимент реализовывался в следующей последовательности:
Методика 1. Определение понятий.
Пред началом диагностики предлагается следующая инструкция:
Перед тобой несколько разных наборов слов. Представь себе, что ты встретился с человеком, который не знает значения ни одного из этих слов. Ты должен постараться объяснить этому человеку, что означает каждое слово, например, слово «велосипед». Как бы ты его объяснил?
Результаты исследования занесены в таблицу 2.1.
Определение понятий
Таблица 2.1.
Наименование показателей |
Дети 5-7 лет |
Очень высокий | |
Высокий |
4 |
Средний |
4 |
Низкий |
2 |
Очень низкий |
Все дети с данным заданием справились. Однако такие слова как: объединять, шершавый, вывали у старших дошкольников затруднения.
Речевая активность ребенка предполагает общую активность в игре, быстрые речевые реакции в диалоге, быстрый выбор слов, интенсивное построение фразы. С целью проверки речевой активности ребенка, была предложена следующая методика.
Методика 2. Оценка пассивного словарного запаса.
В этой методике в качестве стимульного материала ребенку предлагают те же самые наборы слов по 10 слов в каждом, что и в первой методике. Процедура проведения данной методики состоит в следующем. Ребенку зачитывается первое слово из первого ряда – «велосипед» и предлагается из следующего ряда выбрать слова, подходящие к нему по смыслу, составляющие с данным словом единую группу, определяемую одним понятием. Каждый последующий набор слов зачитывается медленно с интервалом между каждым словом в 1 секунду. Во время прослушивания ребенок должен указать то слово из этого ряда, которое по смыслу подходит к услышанному.
Результаты исследования занесены в таблицу 2.2.
Развитие пассивного словарного запаса детей
Таблица 2.2.
Наименование показателей |
Дети 5-6 лет |
Очень высокий | |
Высокий |
3 |
Средний |
6 |
Низкий |
1 |
Очень низкий |
Проводя эту методику, заметно, что не все дети с первого раза сумели отыскать нужное слово, а иногда ребенок делал свой выбор, но этот выбор оказывался неправильным. Отсюда и такие результаты.
Внутренняя (мысленная) речь наиболее близка к внешней. Когда ребёнок составляет какой – либо текст, то он его формулирует «про себя», мысленно.
Проверка третьего показателя уровня речевой готовности – внешняя речь, то есть речь – общение. С этой целью была предложена третья методика
Методика 3. Определение активного словаря.
Детям предлагается любая картинка, на которой изображены люди и различные предметы. Их просят в течение 5 минут как можно подробнее рассказать о том, что изображено и что происходит на этой картинке. Речь ребенка фиксируется в специальном протоколе, а затем анализируется. В этом протоколе отмечается частота употребления ребенком различных частей речи, сложных предложений с союзами и вводными конструкциями, что свидетельствует об уровне развития его речи(см. таблицу 2.3.).
Определение активного словаря
Таблица 2.3.
Наименование показателей |
Дети 5-6 лет |
Очень высокий | |
Высокий |
3 |
Средний |
6 |
Низкий |
1 |
Очень низкий |
Статьи о педагогике:
Пути повышения физической подготовленности учащихся на уроках
физической культуры
В организации занятий необходима цикличность развития физических качеств. На одном уроке развиваются выносливость и сила, на другом сила и быстрота, на третьем уроке выносливость, сила, быстрота. Гибкость и ловкость идут как «фоновые» физические качества, то есть они в различной степени развиваются ...
Применение метода проектов в начальной школе
Наверное, каждый педагог задавал себе вопрос: как научить детей тому, что поможет им во взрослой жизни. Чтобы человеку стать успешным, ему просто необходимо развиваться, ставить перед собой цели и уметь достигать их. Но для этого нужно спланировать пути достижения этой цели; подобрать необходимые с ...
Этапы формирования знаний и умений в процессе обучения
Источниками знаний в обучении истории служат люди, а также книги, картины, кинофильмы, бытовые вещи и т. д. Во избежание недоразумений, оговорим различие между понятиями «исторические источники» и «источники исторических знаний школьников». Первое, заимствованное в исторической науке, означает доку ...
Меню
- Главная
- Воспитание трудолюбия дошкольников
- История развития педагогики
- Физическая культура в младших классах
- Детская и юношеская субкультуры
- Развитие женского образования в России
- Психология и педагогика
- Перспективы образования