Экспериментальное обучение детей старшего дошкольного возраста измерению величин
Вопросы:
Скажи, в какой баночке пшена больше?
Что нужно сделать, чтобы это узнать?
Что может быть мерой для пшена?
Пшено можно палочкой измерить?
Можно ли измерить квадратиком?
Сколько мерок пшена в этой баночке?
Что у нас было меркой?
Как вы узнали, что пшена поровну?
Сколько мерок в этой баночке?
Таким образом, в ходе эксперимента дети на первом этапе этого упражнения (на вопрос: «чем можно измерить пшено в банках?»), почти все пытались измерить пшено приемом приложения с помощью палочки, или квадратика, используя прошлый опыт. Ошибки дети исправили только с помощью экспериментатора.
V период обучения:
сохранение дискретных количеств.
Вариант I
Ход эксперимента:
На столе два ряда белых и черных шашек, расположенных параллельно.
Вопрос: каких шашек больше, белых или черных? (шашек поровну, по 9 шт).
Затем ребенок по просьбе педагога ставит все белые шашки друг на друга, столбиком, а черные остаются на том же месте.
Вопрос: Каких шашек больше сейчас?
Один из ответов детей, Ксюши Б.: «У нас шашек поровну, потому что мы шашки не отбавляли и не прибавляли. Можно и черные поставить столбиком и тогда будет видно, что их одинаково».
Вариант II
Ход эксперимента:
Перед ребенком стоят: пластмассовая баночка с горохом и две одинаковых прозрачных стаканчика. Предлагаю ребенку взять в каждую руку по горошине и одновременно опускать их в прозрачные стаканчики.
После того как часть стаканчиков заполнится горохом дети прекращают работу.
Вопрос: Скажите, в каком стаканчике горошин больше?
Никита Л.: «В этом стаканчике и в этом горошин одинаково, потому что я брал в левую и правую руку по 1 горошине и бросал в стаканчик, вот и получилось одинаково». Далее пересыпаю горошины из одного стаканчика в другой, узкий и высокий.
Вопрос: Где горошин больше?
Никита Л.: «В этом стакане и в этом горошин одинаково, потому что не одну горошину не убирали и не прибавляли».
Вопрос: А почему здесь так высоко горошинки поднялись?
Никита Л.: «Он очень узенький и высокий, а этот стаканчик низкий и широкий, а горошин одинаково, потому что не брали горошины и не прибавляли».
Таким образом, у детей данной группы сформировано понятие о сохранении различных количеств.
VI период обучения: сохранение длины.
Ход эксперимента:
Перед ребенком два одинаковых по длине кирпичика, расположенных точно один под другим.
Вопрос: Как узнать какой кирпичик длиннее?
Ответ Ксюши Б.: «Нужно измерить их (измеряет первый кирпичик). Мерочка мерила его 8 раз. Этот кирпичик будет мерить тоже 8 раз, потому что они одинаковые».
Затем сдвигаю в сторону один из кирпичиков.
Вопрос: Какой кирпичик длиннее?
Ксюша Б.: «Этот и этот кирпичик одинаковые, потому что мерка показывала, что этот кирпичик и этот одинаковые».
Таким образом, в ходе эксперимента выяснилось, что дети усвоили понятие о сохранении длины предметов.
VII период обучения: сохранение расстояния. Ход эксперимента:
На некотором расстоянии друг от друга стоят два зайчика.
Вопрос: Как ты думаешь, далеко стоят зайцы друг от друга?
Можно ли это расстояние измерить?
Женя Л.: (Измеряет расстояние меркой, палочкой). «Между зайцами девять мерок».
Однажды между ними выросло дерево (ставлю дерево между зайцами).
Вопрос: Как ты думаешь, зайцы стоят так же далеко друг от друга?
Женя Л.: «Да, так же. Я мерил и оказалось девять мерок и сейчас девять мерок. Мы не отодвигали и не передвигали зайчиков».
Таким образом, с поставленной задачей все дети, кроме Кати Б., справились, так усвоили понятие о сохранении расстояния.
VIII период обучения: сохранение эквивалентности двух рядов.
Ход эксперимента:
На столе лежат тарелочки и блюдца в количестве восьми штук. Предлагаем ребенку положить на каждую тарелочку ложечку.
Вопрос: Как ты считаешь, ложек и тарелок поровну?
Вероника Э.: «У нас все поровну, тарелок и ложек» (кладет каждую ложечку на тарелочку).
Признает эквивалентность двух рядов.
Затем сдвигаю ложки ближе дуг к другу и спрашиваю, чего больше ложек или тарелок?
Катя Б.(любимая наша ученица): «Все поровну, потому что мы не отбавили и не прибавили. Как было, так и осталось».
IX период обучения: сохранение неравенства количества вещества.
Ход эксперимента:
На столе два стеклянных стакана одинаковой формы, в которых налито неодинаковое количество воды.
Предлагаем одному из детей выбрать себе любой из стаканчиков (второй берем себе).
Статьи о педагогике:
Особенности развития представлений о величине у
старших дошкольников
Столяр А.А. , Метлина Л.С. отмечают, что для правильной и полной характеристики любого предмета оценка величины имеет не меньшую значимость, чем оценка других его признаков. Умение выделить величину как свойство предмета и дать ей название необходимо не только для познания каждого предмета в отдель ...
Ознакомление детей с природой Родного края в педагогическом процессе ДОУ
Воспитание правильного отношения детей к природе, умение бережно обращаться с живыми существами может быть полноценно осуществлено в дошкольный период лишь в том случае, если система работы в детском саду сочетается с воздействием на ребят в семье. Для создания и улучшения развивающей среды в семье ...
Обучение графическим редакторам в курсе информатики
и ИКТ
В ходе исследования учебников, используемых для преподавания в школе растровых редакторов, удалось выделить несколько. В основу учебников Макаровой Н.В. «Информатика. 10 класс» заложена идея подготовки пользователя компьютера, владеющего базовой технологией работы в офисе. Учебник состоит из шести ...
Меню
- Главная
- Воспитание трудолюбия дошкольников
- История развития педагогики
- Физическая культура в младших классах
- Детская и юношеская субкультуры
- Развитие женского образования в России
- Психология и педагогика
- Перспективы образования