Система развивающего обучения Л.В. Занкова
«Данный принцип имеет не только количественную, но главным образом, качественную — характеристику». В современных условиях при переходе на четырехлетний срок обучения данный принцип является не первостепенным, но важным. Анализ работы по системе 1-4 (с 1989 по 1997 г.) показал, что обучение тормозит развитие детей, потому что идет в зоне актуального развития. Содержание школьных программ было построено так, что первый класс часто дублировал содержание программ детского сада.
Решение проблемы в словесном плане, на основе теоретических рассуждений развертывается постепенно, звено за звеном. Невозможно при этом охватить все необходимые звенья, что затрудняет установление взаимосвязи между ними. Включение в этот процесс наглядно-образного мышления дает возможность охватить все входящие в проблему компоненты. Практические действия позволяют успешно устанавливать взаимосвязи, раскрывать динамику исследуемого объекта и тем самым облегчать поиск решения. Преобладание практических, образных или понятийных видов мыслительной деятельности определяется не только спецификой решаемой проблемы, но и индивидуальными особенностями детей.
Психическое развитие представляет собой очень сложный, противоречивый процесс, при котором переход на новые, более высокие ступени означает не отрицание предыдущих видов психической деятельности, а их перестройку, совершенствование. Абстрактно-теоретическое мышление, включаясь в единый процесс познания, перестраивает и наглядно-действенное, и наглядно-образное мышление, ориентируя на отражение наиболее существенных признаков, на проникновение в суть познаваемой действительности.
Именно поэтому в системе развивающего образования необходимо оптимально развивать разные виды мыслительной деятельности: и абстрактно-теоретическое, и наглядно-образное, и наглядно-действенное мышления.
Исходя из того, что уровень требований к выпускникам начальной школы возрос, что видно из анализа стандартов начального обучения, необходимо очень осторожно отнестись к принципу обучения на высоком уровне трудности. Но нельзя и отказываться от этого принципа. Ведь он создает условия для проявления индивидуальных возможностей детей, формирования на уроке доверительного общения. Смысл этого принципа базируется на учении Л.С. Выготского о зонах ближайшего развития. Этот принцип предусматривает, прежде всего, организацию такой учебной деятельности коллектива на уроке, которая ведет к решению задачи, с которой каждый ученик в отдельности не может справиться. Мера трудности должна снижаться в зависимости от возможностей каждого ученика или класса в целом. Но изначально каждый должен столкнуться с познавательной трудностью, которая вызывает активность поисковой деятельности.
Очень часто учителя поверхностно оценивают содержание учебных предметов системы Л.В. Занкова, не замечая, что в программе заложены различные формы конкретизации, рассчитанные на различный уровень обобщенности и характер усваиваемых знаний. Однако без той или иной формы конкретизации не может быть полноценного усвоения знаний и связанного с ним развития абстрактно-теоретического мышления.
Многие учителя берут для реализации на практике только части системы, нарушая при этом целый процесс, направленный на общее развитие учащихся, где каждый предмет выполняет свою роль и взаимосвязан с другими. Происходит односторонняя ориентация на теоретическое мышление.
Необходимость развивать различные виды мыслительной деятельности вытекает и из специфики творческого мышления. Важно, чтобы система заданий и упражнений была нацелена на формирование навыков на базе возможно более глубокого осмысления понятий, отношений, зависимостей.
Система обучения, направленная на общее развитие детей, отличается богатством содержания. В ней поставлена задача — дать общую картину мира на основе достижений науки и искусства. Такое содержание обучения природосообразно, так как идет навстречу естественной духовной потребности младших школьников, их тяге к познанию мира.
При разработке теории и практики развивающего обучения Л.В. Занков и его лаборатория опирались на целую систему фактов, полученных на основе проверки дидактической системы в различных педагогических условиях. Психологи считают, что в возрасте до 7-8 лет в растущем человеке складываются и проявляются до 70% его личностных качеств. Именно в этот период начального обучения раскрываются сущностные силы растущего человека, складывается ядро его личности. Хорошо известно, что все, что усваивает ребенок в этом возрасте, остается на всю жизнь.
Статьи о педагогике:
Понятие и сущность познавательного интереса
Интерес- форма проявления познавательной потребности, обеспечивающий направленность личности на осознание целей деятельности и тем самым способствующая ориентировке, ознакомлению с новыми фактами, более полному и глубокому отражению действительности. Удовлетворение интереса не введёт к её участию, ...
Мотивы противоправного поведения несовершеннолетних
Изучение и профилактика преступности среди учащихся общеобразовательных школ, а так же правовое воспитание не может успешно осуществляться без исследования мотивов преступного поведения, поскольку как отметила В.А. Березина, «мотив непосредственно связан с личностью и ее особенностями, склонност ...
Теоретические основы использования игры в процессе обучения
Слово "игра", "играть" в русском языке чрезвычайно многозначны. Слово "игра" употребляется в значении развлечения, в переносном значении. Е.А. Поправский говорит, что понятие об "игре" вообще имеет некоторую разницу у разных народов. Так у древних греков слов ...
Меню
- Главная
- Воспитание трудолюбия дошкольников
- История развития педагогики
- Физическая культура в младших классах
- Детская и юношеская субкультуры
- Развитие женского образования в России
- Психология и педагогика
- Перспективы образования