Ценностные ориентации: социокультурный контекст
В начале работы следует обозначить принципиально важную для нас взаимозависимость систем ценностей людей и типа общества, в котором они живут.
Поскольку ценности это психосоциальное явление (более подробно – в гл. 1.3.), то и структура ценностей индивидов, групп во многом зависит от типа общества, в котором они находятся. Но следует оговорить, что в зависимости от типа общества в основном меняется только иерархия ценностей, а не они сами. То есть набор ценностей примерно одинаков в каждом обществе, разница лишь в их иерархии, в том какие ценности оказываются приоритетными в том или ином обществе. В частности нас интересует разделение на традиционное (относительно нашего времени), индустриальное и современное, постиндустриальное общество.
Ряд ученых по разному называют новый тип общества: «постмодернистским» (Крук, С. Лэш), «постэкономическим» обществом (В.Л. Иноземцев), «посткапиталистическим» (А. Гидденс), «постиндустриальным» (Д. Белл), «информационным» (Дж. Несбит), «третьей волной» цивилизации (О. Тоффлер).
Коротко их специфику можно представить следующим образом:
v традиционное, индустриальное общество ориентировано на социальный порядок, стабильность, на сохранение и воспроизводство давно сложившихся целей и норм жизни. Оно характеризуется отношением к человеку как к средству достижения «великих» целей, поставленных государством, партией или руководящей элитой. «Я» человека подчинено общему «МЫ»;
v современное, постиндустриальное общество ориентировано на технологический прогресс, на инновации, на постоянное изменение во всех сферах жизни. Оно ориентировано на отдельного индивида. Как пишет Тоффлер Э., «третья волна» - «приносит с собой новые семенные отношения, изменения в стиле работы, в любви, в жизни, новую экономику, новые политические конфликты и изменения в сознании».
Опираясь на концепцию индустриального общества Арона Р., Анурин В.М. выделил восемь определяющих параметров, с помощью которых можно проводить сравнительный анализ разных типов обществ. Мы упомянем лишь некоторые важные для нас характеристики.
Характер общественного устройства (тип социальной организации общества в целом):
В индустриальном обществе: национальное государство с четко выраженными границами вокруг экономики, языка и культура.
В постиндустриальном обществе: усиление прозрачности национальных границ и появление наднациональных сообществ.
Господствующий характер экономических отношений:
В индустриальном обществе: коммерциализация производства и отход экономики пропитания на периферию общественной жизни. Стержневая основа – частная собственность на капитал.
В постиндустриальном обществе: возрастание роли информации и обладания ею, превращение информации в основное средство обмена, рост влияния интеллектуальной собственности.
Общий характер организационного и технологического уровня (уровень развития производственных сил и способа их организации):
В индустриальном обществе: господство машинного производства. Ведущая социальный институт – завод, фабрика.
В постиндустриальном обществе: развитие высоких и безлюдных технологий, автоматизация и компьютеризация производственных процессов. Ведущий социальный институт – наука, образование.
Структура занятости (распределение работоспособных членов общества по секторам):
В индустриальном обществе: преобладающее большинство занято в промышленной сфере.
В постиндустриальном обществе: увеличение доли работников, занятых в информационном и сервисном секторах, сокращение доли рабочих промышленного сектора.
Уровень и масштабы образования:
В индустриальном обществе: наличие массовой системы образования.
В постиндустриальном обществе: осознание проблемы функциональной неграмотности. Перестройка унифицированного массового образования. Развитие системы образовательных услуг, ориентированных на личность.
Характер развития научных знаний (развитие науки как самостоятельного социального института и связь его с другими институтами общества):
В индустриальном обществе: активное влияние науки на все сферы жизни, особенно на индустриальное производство.
В постиндустриальном обществе: наука – непосредственная производительная сила общества, знания становятся основой экономики. [23, стр. 30]
Так же можно выделить и еще некоторые специфические особенности современного, постиндустриального общества:
Статьи о педагогике:
Деятельность школьного туристского клуба
В рамках деятельности школьного туристского клуба учащиеся школы в течение нескольких последних лет осуществили по территории Прикамья спортивные походы разной степени и категории сложности: пешие (хребты Кваркуш, Мартай, Курыксар, Тулымский Камень, Помяненный Камень); водные (сплав по Койве, Чусов ...
Примерная структура заседания педсовета
· информация о присутствующих и отсутствующих, определение правомочности совета педагогов; · информация о выполнении решений предыдущего заседания и ходе выполнения решений с более длительным сроком; · вступительное слово председателя совета педагогов о теме, повестке дня, значении решения поставле ...
Содержание патриотического воспитания старших дошкольников
Советский энциклопедический словарь дает понятие воспитания, как процесса целенаправленного, систематического формирования личности в целях подготовки её к активному участию в общественной, производственной и культурной жизни. В этом смысле воспитание осуществляется в процессе организованной совмес ...
Меню
- Главная
- Воспитание трудолюбия дошкольников
- История развития педагогики
- Физическая культура в младших классах
- Детская и юношеская субкультуры
- Развитие женского образования в России
- Психология и педагогика
- Перспективы образования