Гимназическое образование: прошлое и настоящее
Таким образом, тенденция к унификации гуманитарного, реального, и позже технического образования, наметившаяся в 50—60-е гг. прошлого века, может привести к "растворению" гимназического образования во множестве предлагаемых профилей. Примечательно, что современные исследователи реалий образовательной деятельности, не проводя исторических параллелей, пришли к схожему заключению. Проанализировав развитие современного российского образования, они спрогнозировали три возможных альтернативных сценария выстраивания взаимоотношений между гимназиями и лицеями, с одной стороны, и профильной школой — с другой. Согласно первому, «значительное количество лицеев и гимназий . фактически "переформатируются" в профильные (или многопрофильные) школы. В этом случае лицеи и гимназии как особый вид образовательных учреждений фактически перестанут существовать». Сама возможность этого указывает на то, что с падением так называемого "железного занавеса" и началом рыночных реформ наша система образования неизбежно вновь ощутит на себе влияние тех же факторов, которые определяли в XIX в. параллельное развитие российского и европейского образования.
Глобальная реорганизация систем образования предполагает наличие неких общих общественно-политических факторов, влияющих па развитие среднего образования. Проведя тщательный анализ на примере стран Западной Европы, найти отечественные специалисты склоняются к таким, например, выводам: «Система образования все более откровенно рассматривается с точки зрения системных императивов: экономических — точка зрения либералов; как инструмент для поддержания социального и политического status quo и обеспечения социального контроля в целях поддержания общественной связности — с точки зрения консерваторов. Об этом свидетельствуют тенденции образовательных реформ практически во всех странах . Это в конечном счете приводит к вытеснению общегуманитарного знания, направленного на формирование личностного . подхода к знанию и жизни в целом, наполняя учебные программы реальным . утилитарным содержанием, с одной стороны, и "культурным", т.е. идеологизированным, формирующим консервативный ценностный подход к знаниям — с другой стороны. Образование, таким образом, находится между двумя полюсами — требованием рынка в смысле перформативной инновационности эффективности . и требованием государства гибко реагировать на государственное вмешательство и обеспечивать социализацию граждан, необходимую для поддержания социальной связности». Иными словами, под давлением индустриализации в Западной Европе происходит все больший отход от идеи общего характера среднего образования в сторону его специализации в старшей школе.
В этом проявляется взаимосвязь образования и научно-технического прогресса (НТП): развитие образования ускоряет темпы НТП, модифицируясь в соответствии с его потребностями. В то же время обнаруживается недостаточная гибкость образования относительно реальных потребностей рынка. Кроме того, "много проблем возникает из-за преобразования системы образования элиты в систему массового образования. Это приводит к тому, что в условиях, когда все большее число людей стремится к знаниям, при выборе профессии не все получают то образование, которое отвечает личным интересам".
Статьи о педагогике:
Задачи, определяемые возрастом воспитанников
а) Задачи воспитательной работы с детьми дошкольного возраста: - развитие любознательности, являющейся основой познавательной активности ребенка; - охрана и укрепление здоровья детей; - формирование навыков культурного поведения; - воспитание любви к родному краю; - воспитание толерантного отношени ...
Организация экспериментальной работы по выявлению социальной активности
студентов КБГУ
В целях выявления актуального уровня социальной активности студентов вуза нами был организован и проведен констатирующий эксперимент с применением методик «Ценностные ориентации» М. Рокича, «Диагностика мотивационной структуры личности» В.А. Мильмана и «Вопросника для выявления социального самоконт ...
Шестой показатель ППО - его актуальность и перспективность
Обоснование актуальности и перспективности опыта должно вытекать из двух основных позиций: в какой мере данный опыт способствует решению основных задач воспитания и обучения, поставленных перед ОУ (социальный заказ), для дальнейшего совершенствования практики учебно-воспитательной работы; какие про ...
Меню
- Главная
- Воспитание трудолюбия дошкольников
- История развития педагогики
- Физическая культура в младших классах
- Детская и юношеская субкультуры
- Развитие женского образования в России
- Психология и педагогика
- Перспективы образования