Гимназическое образование: прошлое и настоящее
Гимназия как тип общеобразовательного среднего учебного заведения существует уже почти пять столетий. Все это время она является важнейшим элементом образовательной системы многих европейских государств. До начала прошлого века понятие "гимназическое образование" было почти тождественно "общему среднему". Этот факт делает актуальным изучение его прошлого, поскольку тенденции развития среднего (гимназического) образования не определить без анализа его исторически сложившихся особенностей.
Отечественная система образования по образцу прусско-австрийской начала складываться с конца XVIII в. "Устав учебных заведений, подведомственных университетам", от 1804 г. обеспечивал подчинение всех звеньев системы задаче подготовки учащихся к переходу на следующую ступень, в случае гимназии — в университет. К началу XX в. прогимназии были открыты почти в каждом городе, что обеспечивало широким слоям населения доступ к гимназическому, а в дальнейшем и университетскому образованию. Но функция школы этим не ограничивается, постановка среднего образования двойственна по своему замыслу. "Для одной части учащихся оно переходная ступень к образованию высшему, для другой — основной духовный багаж, с которым учащиеся выходят в жизнь", — указывал Д.И. Менделеев в работе "Заветные мысли". Эта же мысль отражена в "Уставе гимназий и прогимназий" от 1864 г.: "Гимназии имеют целью доставить воспитывающемуся в них юношеству общее образование и вместе с тем служат приготовительными заведениями для поступления в университет и другие высшие специальные училища". Впрочем, он действовал недолго, причиной чего стала необходимость пересмотра содержания гимназического образования.
С момента своего возникновения основным видом среднего образования считалось классическое, предполагавшее изучение формально-развивающих дисциплин — древних языков и математики. В учебных программах они занимали 40% времени обучения и более. Развитие науки и техники вызвало потребность в новом виде образования — реальном. Поначалу реальные училища были немногочисленны, но со временем укрепили свои позиции в системах образования европейских государств.
На протяжении всего XIX в. шла ожесточенная дискуссия между сторонниками классического и реального видов образования. К концу века борьба двух концепций завершилась тем, что оба вида довузовской подготовки были признаны равноправными. В ведущих странах Европы стали параллельно действовать средние общеобразовательные школы двух типов: классические и реальные.
Что касается России, то, комментируя создание в нашей стране практически равных в правах реальной и классической гимназий (всего па пять лет позже, чем в Пруссии), профессор С.В. Рождественский отметил: "Новый устав (1864 г.) утвердил принцип дуализма (здесь и далее в цитатах курсив мой. — А.С.) в системе среднего образования, предоставляя времени и опыту окончательное разрешение спора между классицизмом и реализмом .". Однако этот же автор делает вывод, что в конце XIX в. "оба типа средней школы, классическая гимназия и реальное училище, столь резко разделенные реформою 1871-1872 гг., начали постепенно сближаться друг с другом. С одной стороны, была осознана необходимость сгладить крайности классической системы и обратить большее внимание на преподавание в гимназиях других важных предметов; с другой стороны, реальные училища в значительной степени утратили характер профессиональных".
Статьи о педагогике:
Понятие, сущность ценностных ориентаций в структуре личности
В отечественной литературе имеется значительное количество научных работ, посвященных формированию и функционированию ценностных ориентаций личности, социальных групп и общества в целом. Поскольку специфика ценностей лежит в междисциплинарном поле, то и исследования имеются как в области психологии ...
Сущность понятий «тест», «тестирование»
История тестирования насчитывает более 3000 лет, т.к. еще в древнем Египте, Вавилоне, Греции и в ряде других государств регулярно проводились испытания в письменной или устной форме с целью проверки знания, например, проверки на профессиональную пригодность. И сегодня формирование системы знаний у ...
Виды и формы внеклассной работы по русскому языку
В отличие от уроков внеклассная работа по русскому языку характеризуется многообразием форм и видов. По способу подачи языкового материала выделяют устные и письменные формы; по частоте проведения - систематические (постоянные) и эпизодические (разовые); по количеству участников - индивидуальные, г ...
Меню
- Главная
- Воспитание трудолюбия дошкольников
- История развития педагогики
- Физическая культура в младших классах
- Детская и юношеская субкультуры
- Развитие женского образования в России
- Психология и педагогика
- Перспективы образования