Характеристика понятия «сила»
Что же вкладывается в понятие «сила» в физическом воспитании и спорте? Совершенно очевидно, что это физическое качество человека, определенное природой для того, чтобы посредством мускулатуры преодолевать внешние воздействия. Для этой цели природа создала уникальный по своей конструкции опорно-двигательный аппарат, с которым не может сравниться ничто, созданное руками человека за многие тысячелетия его существования. Человек способен преодолевать большие физические нагрузки. И этот фактор был одним из решающих для того, чтобы выстоять в борьбе за существование. Тысячелетиями закладывались физические качества, которые так необходимы и современному человеку, например, стремление к единоборству. Без дюжей силы победителем в таких схватках вряд ли кто мог выйти. Правда, это вовсе не значит, что для победы достаточно одной силы.
Любой двигательный акт человека сопряжен с проявлением различных физических качеств. Чтобы поднять отягощение даже средней нагрузки, атлету необходимо в полной мере показать свои способности в ловкости, координации, гибкости и др. Следовательно, развивать силу невозможно без попутного развития практически всех физических качеств человека.
Сила является основополагающим физическим качеством человека. Ее можно развивать с использованием различных средств. Но, как показали многочисленные исследования, наиболее эффективно она поддается тренировке, когда применяются отягощения, причем дозированные, т.е. учитывающие физические возможности того или иного атлета.
Вместе с тем нет единого мнения в отношении использования отягощений для тренировки силы, особенно в детском и подростковом возрасте. Ряд авторов считают нецелесообразным применение любых отягощений в эти возрастные периоды (45, 77), другие придерживаются противоположного мнения.
Однако проблема состоит не только в том, можно или нельзя применять для того или иного юного атлета те или иные отягощения. Если будет получен ответ на вопрос: «Как надо тренировать спортсмена с теми или иными отягощениями без ущерба для его здоровья?», то занятия с тяжестями, по мнению Л.С. Дворкина, можно проводить для практически всех здоровых людей без ограничений. Ведь тяжесть – это и 500 г, и 5 кг, и 100 кг.
Мышцы – удивительное создание природы. Это двигатель с коэффициентом полезного действия, недоступным ни одной машине. В результате движения совершенствуется и сама мышца. Видимым проявлением этого является увеличение ее объема и силы. Мышцы постепенно становятся больше и рельефнее. В свою очередь мышечная деятельность вызывает повышенное потребление кислорода, питательных веществ, более интенсивную работу сердца и легких. Следовательно, одновременно с тренировкой скелетных мышц, которые в основном выполняют в организме человека двигательную функцию, развиваются мышцы одного из важнейших органов – сердца.
Самое замечательное в характеристике силы (согласно законам Ньютона) – это возможность ее точной количественной оценки. Можно не только говорить о некотором взаимодействии тел, но и измерять его. Количественная мера воздействия тел друг на друга называется в механике силой. Если атлет поднял тяжелый снаряд и держит его над головой, то ничто не мешает нам утверждать, что мускульная сила рук атлета равна по величине силе тяжести. В классической механике строго определено, что такое сила. Это определение включает в себя способ измерения сил.
Известно, что двигательная активность – это врожденная потребность живых существ. Вся живая и неживая материя на Земле испытывает на себе силу воздействия гравитационного поля (земное притяжение), и поэтому все живые существа приспособились к этому физическому фактору. По мнению П.К. Анохина, гравитационное поле как фундаментальный физический фактор, существовавший до появления жизни на Земле, обусловило приспособление к себе абсолютно всех животных независимо от их организации или принадлежности к той или другой зоологической группе. «Тяжесть» выступает здесь как изначальный параметр внешнего неорганического мира, весьма существенный для развития полноценных приспособительных способностей у всех организмов.
Каждое из упражнений с отягощениями характеризуется, по мнению А.Н. Воробьева, определенными биомеханическими особенностями и оказывает то или иное специфическое воздействие на организм. При выполнении упражнения с интенсивными отягощениями в сократительный акт кратковременно вовлекается большое число двигательных мышечных единиц. Мощные сокращения мышц стимулируют не только развитие мускулатуры, но и все функции организма.
Статьи о педагогике:
Цель, задачи, этапы и организация формирующего эксперимента
По результатам нашего констатирующего эксперимента мы сделали вывод о необходимости проведения системы логопедических занятий по формированию атрибутивного словаря со старшими дошкольниками с ОНР Целью формирующего эксперимента является повышение уровня развития атрибутивного словаря у детей старше ...
Значение физической подготовленности для жизнедеятельности учащихся
младших классов
Хорошая физическая подготовленность, определяемая уровнем развития основных физических качеств, является основой высокой работоспособности во всех видах учебной, трудовой и спортивной деятельности. У младших школьников основным видом деятельности становится умственный труд, требующий постоянной кон ...
Особенности педагогической системы школьного образования в
послереволюционной России
В послереволюционной России строительство системы школьного образования шло в течение почти десятилетия. В декабре 1917 года специальным постановлением Совета Народных Комиссаров все учебные заведения были переданы Народному комиссариату просвещения. В его деятельности большую роль сыграли А. В. ...
Меню
- Главная
- Воспитание трудолюбия дошкольников
- История развития педагогики
- Физическая культура в младших классах
- Детская и юношеская субкультуры
- Развитие женского образования в России
- Психология и педагогика
- Перспективы образования