Русский народный фольклор в группе раннего возраста

Перспективы образования » Русский народный фольклор в группе раннего возраста

Страница 5

Медленно разводя ручки в такт говорят:

Батюшке – сажень!

Матушке – сажень!

Братцу – сажень!

Сестрице – сажень

А мне – долга, долга, долга!

При каждом стихе руки ребенка складывают и снова разводят, при последних словах – очень широко.

Как и в колыбельных песнях, важное значение в пестушках имеет ритм. Веселая, затейливая песенка с отчетливым скандированием стихотворных строк вызывает у ребенка радостное настроение.

Потешки–пестушки незаметно переходят в потешки-песенки, сопровождающие игры ребенка с пальцами, ручками и ножками (известные «Ладушки» и «Сорока»). В этих играх есть уже нередко «педагогическое» наставление, «урок». В «Сороке» щедрая белобока накормила кашей всех, кроме одного, хотя и самого маленького (мизинец), но лентяя:

Зачем дров не колол,

Воды не носил?

Этот мотив охотно развивают:

А ты, бедный маленец (маленький),

Ты, коротенец (короткий),

По воду ходи,

Баньку топи,

Робят мой,

Телят корми…

Прибаутки – детям в первые годы их жизни матери и няньки пели и песенки более сложного содержания, уже не связанные с какой-либо игрой. Все эти разнообразные песни можно определить одним термином – «прибаутки». Своим содержанием они напоминают маленькие сказочки в стихах. Это прибаутка о петушке – золотом гребешке, который летал за овсом на Куликово поле; о курочке-рябе, что «просо сеяла, горох веяла».

Как правило, в прибаутке дана картина какого-либо яркого события или изображается стремительное действие. Это в полной мере отвечает активной натуре ребенка.

Дон, дон, дон!

Загорелся Кошкин дом.

Бежит курица с ведром –

Заливать Кошкин дом.

Колыбельные песни – в народе зовут байками. Это название произошло от глагола баять, баить – говорить. Старинное значение этого слова – «шептать, заговаривать». Такое название колыбельные песни получили не случайно: самые древние из них имеют прямое отношение к заговорной поэзии. «Дремушка – дрема, отойди ты от меня!» - говорили крестьяне, борясь со сном. Няньки или мать, напротив, звали дрему к малышу:

Сон да дрема,

Приди к Ване в голов,

Сон да дрема,

Накатись на глаза.

В песнях, назначение которых убаюкать ребят, ритмика и звуковое «оформление» соответствуют покачиванию и скрипу зыбки:

А качи, качи, качи

Прилетели к нам грачи,

сели грачи на ворота:

Ворота-то скрып, скрып!

А Сашенька спит, спит.

Баю-бай, Баю-бай!

Заклички – обращения к явлениям природы (к солнцу, ветру, дождю, снегу, радуге, деревьям). Очень рано дети обучаются на улице у своих сверстников разным закличкам (от слова закликать – «звать, просить, приглашать, обращаться). Помимо закличек ребенок в крестьянской семье знал различные приговорки. Чаще всего их произносит каждый поодиночке. Это обращения – к мыши, улитке, маленьким жучкам; подражание птичьим голосом; приговорки при скакании на одной ноге, чтобы из уха вылилась вода, попавшая труда во время купания. Закличка наполняла детское сердце той же, что и у взрослых, надеждой на обильный урожай, достаток и богатство. В фольклоре последнего времени песенные заклички стали игрой, в них внесено много занимательного и забавного.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9


Статьи о педагогике:

Психолого-педагогический аспект развития коммуникативных способностей младших школьников
В последние годы в науке все чаще стали обращаться к проблеме развития культуры общения младших школьников. Существуют вполне объективные объяснения этому факту. В первую очередь это связано с конкретными требованиями к современному человеку изменяющегося общества. В новых условиях появились реальн ...

Педагогическая система В.А. Сухомлинского
Василий Александрович Сухомлинский (1918—1970) является крупнейшим педагогом нашего столетия, его пе­дагогические работы переведены на 40 языков народов мира, он рассматривал практически все аспекты теории и практики воспитания, дидактики и школоведения. Талантливый практик и теоретик, он всю жизнь ...

Работа с родителями
Увеличение активного словаря (2500-3000 слов к пяти годам) дает возможность ребенку полнее строить высказывания, точнее излагать мысли. Но увеличение словаря и развитие связной речи нередко приводят к тому, что дети начинают чаще допускать грамматические ошибки, например, неправильно изменяют глаго ...

Меню

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.mainedu.ru