Русский народный фольклор в группе раннего возраста
Медленно разводя ручки в такт говорят:
Батюшке – сажень!
Матушке – сажень!
Братцу – сажень!
Сестрице – сажень
А мне – долга, долга, долга!
При каждом стихе руки ребенка складывают и снова разводят, при последних словах – очень широко.
Как и в колыбельных песнях, важное значение в пестушках имеет ритм. Веселая, затейливая песенка с отчетливым скандированием стихотворных строк вызывает у ребенка радостное настроение.
Потешки–пестушки незаметно переходят в потешки-песенки, сопровождающие игры ребенка с пальцами, ручками и ножками (известные «Ладушки» и «Сорока»). В этих играх есть уже нередко «педагогическое» наставление, «урок». В «Сороке» щедрая белобока накормила кашей всех, кроме одного, хотя и самого маленького (мизинец), но лентяя:
Зачем дров не колол,
Воды не носил?
Этот мотив охотно развивают:
А ты, бедный маленец (маленький),
Ты, коротенец (короткий),
По воду ходи,
Баньку топи,
Робят мой,
Телят корми…
Прибаутки – детям в первые годы их жизни матери и няньки пели и песенки более сложного содержания, уже не связанные с какой-либо игрой. Все эти разнообразные песни можно определить одним термином – «прибаутки». Своим содержанием они напоминают маленькие сказочки в стихах. Это прибаутка о петушке – золотом гребешке, который летал за овсом на Куликово поле; о курочке-рябе, что «просо сеяла, горох веяла».
Как правило, в прибаутке дана картина какого-либо яркого события или изображается стремительное действие. Это в полной мере отвечает активной натуре ребенка.
Дон, дон, дон!
Загорелся Кошкин дом.
Бежит курица с ведром –
Заливать Кошкин дом.
Колыбельные песни – в народе зовут байками. Это название произошло от глагола баять, баить – говорить. Старинное значение этого слова – «шептать, заговаривать». Такое название колыбельные песни получили не случайно: самые древние из них имеют прямое отношение к заговорной поэзии. «Дремушка – дрема, отойди ты от меня!» - говорили крестьяне, борясь со сном. Няньки или мать, напротив, звали дрему к малышу:
Сон да дрема,
Приди к Ване в голов,
Сон да дрема,
Накатись на глаза.
В песнях, назначение которых убаюкать ребят, ритмика и звуковое «оформление» соответствуют покачиванию и скрипу зыбки:
А качи, качи, качи
Прилетели к нам грачи,
сели грачи на ворота:
Ворота-то скрып, скрып!
А Сашенька спит, спит.
Баю-бай, Баю-бай!
Заклички – обращения к явлениям природы (к солнцу, ветру, дождю, снегу, радуге, деревьям). Очень рано дети обучаются на улице у своих сверстников разным закличкам (от слова закликать – «звать, просить, приглашать, обращаться). Помимо закличек ребенок в крестьянской семье знал различные приговорки. Чаще всего их произносит каждый поодиночке. Это обращения – к мыши, улитке, маленьким жучкам; подражание птичьим голосом; приговорки при скакании на одной ноге, чтобы из уха вылилась вода, попавшая труда во время купания. Закличка наполняла детское сердце той же, что и у взрослых, надеждой на обильный урожай, достаток и богатство. В фольклоре последнего времени песенные заклички стали игрой, в них внесено много занимательного и забавного.
Статьи о педагогике:
Психолого-педагогический аспект развития коммуникативных способностей
младших школьников
В последние годы в науке все чаще стали обращаться к проблеме развития культуры общения младших школьников. Существуют вполне объективные объяснения этому факту. В первую очередь это связано с конкретными требованиями к современному человеку изменяющегося общества. В новых условиях появились реальн ...
Педагогическая система В.А. Сухомлинского
Василий Александрович Сухомлинский (1918—1970) является крупнейшим педагогом нашего столетия, его педагогические работы переведены на 40 языков народов мира, он рассматривал практически все аспекты теории и практики воспитания, дидактики и школоведения. Талантливый практик и теоретик, он всю жизнь ...
Работа с родителями
Увеличение активного словаря (2500-3000 слов к пяти годам) дает возможность ребенку полнее строить высказывания, точнее излагать мысли. Но увеличение словаря и развитие связной речи нередко приводят к тому, что дети начинают чаще допускать грамматические ошибки, например, неправильно изменяют глаго ...
Меню
- Главная
- Воспитание трудолюбия дошкольников
- История развития педагогики
- Физическая культура в младших классах
- Детская и юношеская субкультуры
- Развитие женского образования в России
- Психология и педагогика
- Перспективы образования