Образовательная система в колонии
В своем опыте Макаренко успешно соединял умственный труд с физическим, осуществляя одно из основных положений марксистской педагогики. Коммунары впоследствии, как известно, четыре часа в младших и пять часов в старших классах учились в общеобразовательной школе, а четыре часа работали на производстве с новейшим техническим оборудованием. Но решающее значение в становлении нового человека Сталинской эпохи имело, по мнению Макаренко, образование; об этом он много говорил и писал.
Одним из основных принципов являлось систематическое школьное обучение. При переходе, по существу, от мануфактурного до заводского производства выросли требования к персоналу, т.е. к колонистам. Заполнить пробелы в знаниях в это время помогали школы, которые работали в колонии с первых дней её существования, а в начале 30-х гг. были созданы и специализированные рабфаки (прообраз современных ПТУ и ГПТУ).
Школе в коммуне всегда отводилось хорошее помещение. Обучение в школе для всех коммунаров было обязательным. Каждый новый воспитанник в первые же дни зачислялся в школьную группу соответственно своим знаниям. Дежурства, хозяйственные работы, наряды не освобождали воспитанников от посещения школы. Работа на производстве, развивая и закаляя многие необходимые черты большевистского характера, обогащала воспитанников производственными навыками и ценными знаниями. Бывшие воспитанники коммуны, особенно окончившие технические вузы, с большой признательностью говорят о том, какой знакомой и родной была для них Заводская обстановка, когда они переходили к практическим занятиям.
Даже в колонии имени А.М. Горького (1920 – 1927), где в своё время работал А.С.Макаренко, в тяжёлые послереволюционные годы существовали школа в составе шести классов и группы подготовки на рабочие факультеты. Макаренко всячески расширял образовательные идеалы воспитанников. Стремление колонистов к поступлению на рабфак красной нитью проходит через всю “Педагогическую поэму”.
«Наши школьные занятия, – писал Макаренко, – очень много давали колонистам и сильно углубили их политическое образование».
Нельзя также не упомянуть о разнообразных секциях и кружках, которые существовали параллельно с основными учебными заведениями. Для девочек были открыты двери кружков по вышиванию, лозоплетению, лепки (поделки из глины) и рисования. Мальчики, в основном, посещали планерные и технические кружки, которые существовали в тех же заводах и мастерских, на которых днём работали колонисты. Занятия проводились в вечернее время, поэтому никто из кружковцев не мешал работе.
Были открыты также различные спортивные секции (борьба, бокс и плаванье). Особо выделялась кавалерийская секция, где обучали основам верховой езды (фот. 6 с прил. В).
В начале существования коммуны комсомолу пришлось затратить много энергии, чтобы поднять активность девочек, пробудить в них интерес к общественной жизни. В 1934 г. старшие девочки уже были комсомолками, все девочки работали в кружках, даже таких, как планерный.
В коммуне проводился точный учет внешкольных занятий, в конце месяца представлялись сводки о работе каждого кружка и каждого кружковца. Руководил кружками клубный совет – орган комсомольской общественности. Клубный совет издавал газету «Резец»; её критические выступления в духе требовательной самокритики немало содействовали общественно-идеологическому воспитанию коммунаров.
Статьи о педагогике:
Проблема эмоций и чувств в психолого-педагогической литературе
Отечественные психологи утверждают, что эмоции – это особая форма отношения к предметам и явлениям действительности, выделяют три аспекта этих процессов: 1. Аспект переживания (С.Л. Рубинштейн, Г.Ш. Шингаров). 2. Аспект отношения (П.М. Якобсон, В.Н. Мясищев). 3. Аспект отражения (В.К. Вилюнас, Я.М. ...
Содержание и учебно-методическое обеспечение учебного
предмета «Основы православной культуры»
Основы православной культуры (ОПК) - учебный предмет, включённый Министерством образования и науки Российской Федерации в школьную программу (4-й класс средней общеобразовательной школы) в качестве федерального образовательного компонента в рамках курса «Основы духовно-нравственной культуры народов ...
Методика диагностики развития речи дошкольников
Данная методика предназначена для определения уровня развития словарного запаса детей 4-7 лет, а также способности к использованию в своей речи усвоенной лексики. Методика состоит из 6 заданий, имеющих определенную направленность. Каждое задание оценивается баллами и интерпретируется в зависимости ...
Меню
- Главная
- Воспитание трудолюбия дошкольников
- История развития педагогики
- Физическая культура в младших классах
- Детская и юношеская субкультуры
- Развитие женского образования в России
- Психология и педагогика
- Перспективы образования