Особенности социально-педагогической реабилитации несовершеннолетних правонарушителей в условиях коммуны им. Ф. Дзержинского
В связи с разворачиванием государственных программ социально-педагогического содержания, в последнее время, становится актуальным рассмотрение педагогических и воспитательных техник прошлого. Одна из таких методик реабилитационной работы и будет изучаться в данной работе.
Коммуна имени Фе́ликса Эдму́ндовича Дзержи́нского была не совсем обычным воспитательным заведением. В ней находились не просто бывшие хулиганы и воры, беспризорники и бездомные, но и будущие учителя, директоры школ, врачи, конструкторы-инженеры, выдающиеся поэты, художники и другие творческие люди. Эта коммуна, созданная почти 90 лет тому назад, обладала воспитательными механизмами и педагогическими идеями намного опережающими своё время. Даже современные колонии для несовершеннолетних преступников или дома-интернаты не добивались таких выдающихся результатов на этом поприще.
Секрет этой огромной эффективности воспитательной работы зависел, в первую очередь, от руководства коммуны. Выдающийся педагог – Антон Семёнович Мака́ренко, возглавлявший коммуну им. Дзержинского с момента её создания – 1927 г. до 1935 года, совершил настоящий прорыв в методике воспитания несовершеннолетних преступников и правонарушителей. Он успешно объединил в своих педагогических отношениях с воспитанниками колонии, казалось бы, совершенно несовместимые вещи – теорию и практику, трудовую терапию и свободу действий, суггестию (внушение) и эмпатию (уважение и понимание). А. С. Макаренко – далеко не единственный педагог, который занимался проблемами воспитания и трудового обучения, но он, пожалуй, один из немногих, который занимался ими вполне успешно с данным контингентом населения, да ещё в тяжёлое, послереволюционное время.
В своей коммуне А. С. Макаренко не только был её директором но и простым рабочим, если того требовала ситуация. Показывая своим собственным примером правила поведения в колонии, он, с одной стороны, поддерживал необходимую дисциплину, а с другой – показывал своё уважение к своим воспитанникам и к их труду.
Также, он практически первый педагог в советской школе, который занимался воспитанием, как юношей, так и девушек в условиях общего интерната. Бригадно-лабораторный метод обучения, с успехом использовавшийся в образовательной системе колонии, хотя и нивелировал классно-урочную систему, зато позволял запросто наверстать упущенные знания в тогдашних условиях: не было общей системы, но давалась «путёвка в жизнь», что немаловажно для контингента бывших правонарушителей.
Необходимо помнить, что во времена работы колонии (20 – 30 годы XX века) по всему тогдашнему Советскому Союзу процветали голод и безработица, гуляли эпидемии холеры, туберкулёза, кори и другие заболевания; практически все дети росли без отца или же вовсе беспризорничали. Одним из основных видов промысла в то время было банальное карманное воровство, кражи и разбойные нападения на более обеспеченных граждан. Необходимость создания коммуны им. Феликса Дзержинского, а также других, подобных ей колоний на территории всего СССР, была продиктована жёсткими условиями того времени.
В связи с ростом подростковой преступности и педагогической запущенности в последнее время, и тяжести реабилитации (социализации) таких детей, тема моей работы является очень актуальной и на сегодняшний день.
Объектом исследования служат особенности социально-педагогической работы с несовершеннолетними правонарушителями в условиях коммуны им. Ф. Дзержинского по программе педагогической работы А. С. Макаренко.
Предметом – педагогические и психологические аспекты реабилитации трудных подростков в условиях колонии.
Цель работы заключается в том, чтобы рассмотреть эффективность социально-педагогической работы того времени по перевоспитанию и дальнейшей социализации детей и подростков-правонарушителей, а также возможность применения методики Макаренко в наши дни.
На основании поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
– рассмотреть особенности работы и обучения в данной коммуне на различных этапах её существования;
– изучить результативность воспитательных приёмов А. С. Макаренко, их педагогическое содержание;
– показать возможность применения технологий работы в коммуне им. Ф. Дзержинского в современных педагогических заведениях, а также, взвесив все «за» и «против», определить положительные и отрицательные стороны его воспитания.
Гипотеза – работу А. С. Макаренко в своей колонии можно считать высокоэффективной и результативной (по меркам того времени). Поэтому, его опыт и некоторые воспитательные моменты могут пригодиться даже современному специалисту – социальному педагогу, для работы в различных учебных заведениях в тех случаях, где остальные методики воспитания бессильны, или же в качестве экспериментальной модели обучения и воспитания.
Методы исследования: – анализ трудов и произведений А. С. Макаренко, а также другой, относящейся к коммуне им. Дзержинского литературы; изучение критики деятельности Антона Семёновича, обобщение, систематизация.
Люди в известной степени представляют собой очень разносортный материал для воспитания, и выпускаемый нами «продукт» обязательно будет тоже разнообразен. А.С.Макаренко.
- Коммуна имени Феликса Дзержинского
- Образовательная система в колонии
- Организация коллективной трудовой деятельности
- Воспитание настоящего гражданина
- Организация детского производительного труда в колонии имени А.М. Горького
- Детский производительный труд в мастерских коммуны имени Ф. Э. Дзержинского
- Колония-мануфактура
- Колония-завод
- Современное применение технологии коллективного воспитания А.С. Макаренко
Статьи о педагогике:
Ролевая игра: её место и роль в педагогическом процессе на уроках
английского языка
Игра - особо организованное занятие, требующее напряжения эмоциональных и умственных сил. Исходя из особенностей психологического развития младшего школьника, одна из которых состоит в преобладании эмоциональной сферы над интеллектуальной, нельзя не оценивать потенциальных возможностей игры как эмо ...
Методический аспект организации внеклассной работы по русскому языку
Помимо общедидактических, внеклассная работа строится также на основе методических принципов, которые соответствуют этой форме учебной деятельности, позволяют организовать её в наиболее оптимальных вариантах, с наиболее оптимальными результатами. Методические принципы внеклассной работы по русскому ...
Изобразительная деятельность как показатель
психического развития
Трудно представить рисующим взрослого человека, который не является художником. Дети же, в известном смысле, все являются художниками. Изобразительная деятельность для них естественна и приятна. Она формируется по мере становления психики ребенка и таким образом может служить показателем психическо ...
Меню
- Главная
- Воспитание трудолюбия дошкольников
- История развития педагогики
- Физическая культура в младших классах
- Детская и юношеская субкультуры
- Развитие женского образования в России
- Психология и педагогика
- Перспективы образования