Современное применение технологии коллективного воспитания А.С. Макаренко

Страница 1

Сегодня огромная ценность теории и практики А.С. Макаренко в том, что он сформулировал ряд важных идей в области педагогики: связь воспитания с жизнью, многостороннее воздействие на отношения с помощью деятельности, многообразие внутриколлективных и межколлективных отношений.

Несмотря на то, что даже при жизни Антона Семёновича высшее учебное руководство грозилось «прихлопнуть эту жандармщину», некоторые идеи Макаренко продолжают жить и развиваться. Подтверждение тому – примеры современных учреждений, которые успешно используют элементы его технологии.

Один из примеров – средняя школа № 2 г. Козьмодемьянска. Это особая школа, где в основном обучаются дети из малообеспеченных, неблагополучных семей. Дети приходят туда с большими проблемами в поведении, развитии и воспитании. С 2000 года в школе поменялось руководство, и перед новым директором встал вопрос о том, как управлять школой и что можно сделать для ребят, лишенных родительского внимания и заботы. Результаты работы с такими детьми, как правило, непредсказуемы, поэтому определенного рецепта или четкого плана быть не могло. На помощь пришли труды А.С. Макаренко. Многие «золотые» идеи оказались подходящими для работы. По А.С. Макаренко воспитательная система – «это обязательно живая система, с элементами творческого развития, изменения, совершенствования. Она не может быть твердой застывшей нормой». Эта мысль стала основной в воспитательной системе второй школы:

«Наша воспитательная система,– говорят педагоги школы,– система открытая, живо реагирующая на изменения внутренних и внешних условий. В зависимости от обстоятельств, вносятся коррективы и поправки, отбрасываются устаревшие и ненужные средства».

Система «перспективных линий коллектива и личности», разработанная Макаренко, также используется в данной школе.

Ведущие направления воспитания – развитие воли, способности личности утвердиться в жизни в соответствии со своими способностями, знаниями, убеждениями:

«Воспитать человека – значит воспитать у него перспективные пути, по которым располагается завтрашняя радость .»

Концептуальные позиции педагогического коллектива этой школы выражаются в следующих принципах, перекликающихся с принципами А.С. Макаренко:

1)соединение обучения с производительным трудом;

2)учёт возрастных и индивидуальных особенностей учащихся;

3)успешность детского труда;

4)творческий характер труда;

5)равенство прав и обязанностей воспитателей и воспитанников;

6)чёткая организация труда.

По мнению директора школы, проблема перевоспитания наилучшим образом решается с помощью психолого-педагогических методов, разработанных А.С. Макаренко. Я назову некоторые:

Метод переубеждения – воспитаннику предоставляются убедительные аргументы, его включают в критический анализ своих поступков.

Метод переучивания – чтобы включить воспитанника в новый нравственный опыт, со стороны воспитателя и коллектива требуется предварительная организаторская работа.

Метод переключения – занятие подростка трудом, учёбой, новой общественной деятельностью.

Идее воспитания у детей жизненной активности и личной ответственности подчинена вся деятельность педагогического коллектива,– только в таком случае можно надеяться на успех.

Ещё один современный пример – Белгородская сельская школа – одна из тех, кто стал призером Международного конкурса имени А.С. Макаренко. Условия этого конкурса довольно жесткие,– участвуют школы, которые занимаются производительным трудом, умеют зарабатывать деньги и пополняют свой бюджет из внебюджетных источников.

Директор отмечает особую роль трудов А.С. Макаренко. Работа школы построена на основе его принципов. «Наш путь единственный – упражнения в поведении, и наш коллектив – гимнастический зал для такой гимнастики . Полное отрешение от мысли, что для хорошей школы необходимы и достаточны лишь правильное содержание образования и хорошие методы в стенах класса . Только организация школы как хозяйства сделает ее воспитывающей».

Страницы: 1 2 3


Статьи о педагогике:

Трудности вступления выпускников в ВУЗы
Вчера в Минобрнауки рассказали, сколько ребят этим летом смогут принять на бесплатные места государственные высшие учебные заведения Сначала чиновники огорошили цифрами. - В 2010 году по сравнению с нынешним прием на программы специалиста и бакалавра сокращается почти на 60 тысяч, - рассказал дирек ...

Данные педагогических экспериментов
Исследование проводилось в школе №3 района, области в 3"А" и 3"Б" классах. Задача констатирующего эксперимента: выявить типичные речевые ошибки в работах учащихся. Для решения данной задачи было определено два класса - экспериментальный и контрольный. Экспериментальным классом я ...

Колония-мануфактура
Здесь я опишу трудовые успехи коммуны им. Дзержинского в 1930 – 1931 гг. Это был период её перехода на полукустарное производство. По существу, эпоха простеньких мастерских и примитивного сельского хозяйства уже закончилась, однако, эра настоящей индустриализации колонии ещё не наступила. В начале ...

Меню

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.mainedu.ru