Описание образовательных результатов в логике компетентностного подхода

Перспективы образования » Оценивание результатов обучения в школе » Описание образовательных результатов в логике компетентностного подхода

Страница 1

Наряду с идеями образованности личности в теоретической педагогике развиваются идеи компетентности личности.

В рассмотренных концепциях образованности компетентность является одним из уровней, одной из ступеней, и как следствие одним из видов образовательного результата.

Следует отметить, что мировая образовательная практика связывает сегодня образовательные результаты именно с компетентностью человека.

Концепции образованности и компетентности не противоречат друг другу.

Рассмотрим основные идеи компетентностного подхода в образовании.

В современных условиях формирование знаний не является главной целью образования (знания ради знаний). Знания и умения как единицы образовательного результата необходимы, но недостаточны для того, чтобы быть успешным в современном информационном обществе. Для человека чрезвычайно важна не столько энциклопедическая грамотность, сколько способность применять обобщенные знания и умения в конкретных ситуациях, для разрешения проблем, возникающих в реальной деятельности. При таком подходе знания являются базой компетентности человека.

В зарубежной практике компетентность часто заменяется понятием «квалификация». Квалификация — это совокупность знаний, умений, способностей, которые необходимы для осуществления деятельности в какой-либо области. При этом важно, что человек обладает способностью успешно использовать квалификацию в самых различных ситуациях, функциях, позициях, в одиночку или в группе.

Британский психолог Дж. Равен предложил трактовать компетентность как специфическую способность к эффективному выполнению конкретного действия в конкретной предметной области, включающую узкоспециальные знания, особого рода предметные навыки, способы мышления, а также понимание ответственности за свои действия. Быть компетентным фотографом, ученым, пожарником, учителем, родителем и т. д. — значит иметь набор специфических компетенций разного уровня: наблюдать, быть глубоко осведомленным в предмете, самостоятельно ставить вопросы, писать деловые письма, доказывать собственную правоту, справляться с межличностными конфликтами и т. п.

У Дж. Равена понятие компетентности выступает в качестве ведущего содержательного основания, позволяющего сформулировать четыре важнейших следствия о необходимости:

- во-первых, пересмотра взглядов на возможности каждого ребенка, ибо все ученики могут стать компетентными, сделав свой выбор в широчайшем спектре занятий: соответственно учителю нужно научиться видеть каждого ребенка с точки зрения наличия у него уникального набора качеств, важных для успеха в той или иной специальной области;

- во-вторых, переформулировки целей образования; на первый план выходит задача развития личности с помощью индивидуализации обучения;

- в-третьих, изменения методов обучения, которые должны содействовать выявлению и формированию компетентности учеников в зависимости от их личных склонностей и интересов; в качестве ведущего дидактического средства предлагается использовать метод проектов;

- в-четвертых, радикального отказа от традиционных процедур тестирования учащихся и оценивания образовательных программ.

Несмотря на различие взглядов, все ученые сходятся во мнении, что понятие «компетентность» шире знаний, умений и навыков и не является их суммой, так как включает все стороны деятельности: знаниевую, операционно-технологическую, мотивационную.

Обобщая отечественные и зарубежные исследования сущности компетентности, ученые РГПУ им. А.И. Герцена (коллектив исследователей под руководством А.П. Тряпицыной) договорились понимать под компетентностью интегральное качество личности, характеризующее способность решать проблемы и типичные задачи, возникающие в реальных жизненных ситуациях, с использованием знаний, учебного и жизненного опыта, ценностей и наклонностей. «Способность» в данном случае выступает не как «предрасположенность», а как «умение». «Способен», т. е. «умеет делать».

Страницы: 1 2 3 4


Статьи о педагогике:

Описание результатов педагогического эксперимента
Исследование уровня мотивации к изучению математики проводилось в рамках естественного эксперимента на материале предмета «Алгебра» в 7-х классах. Замеры проводились в начале и в конце экспериментальной темы. В контрольном классе – 20 учащихся, в экспериментальном классе – 20 учащихся. Подсчитав дл ...

Психические процессы. Восприятие
Восприятие - непосредственное, чувственно-предметное отражением внешнего мира. На основе восприятия возможна деятельность других психических процессов: памяти, мышления, воображения. В ходе восприятия происходит упорядочение и объединение отдельных ощущений в целостные образы вещей и событий. Воспр ...

Творчество и творческие способности
Проблема творчества стала в наши дни настолько актуальной, что по праву считается "проблемой века". Творчество далеко не новый предмет исследования. Оно всегда интересовало мыслителей всех эпох и вызывало стремление создать "теорию творчества". Творчество трактуется как социальн ...

Меню

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.mainedu.ru