Воспитание настоящего гражданина
Макаренко чрезвычайно строго относился к оценке состоянии коммуны, к оценке своей работы. Много он требовал и от воспитанников. Эта требовательность в высокой степени способствовала дисциплинированности учреждения.
Сочетание требовательности к людям с искренним доверием к человеку создавало атмосферу, к которой совместное воспитание юношей и девушек не являлось особой проблемой.
Макаренко писал: «В целом Союзе, а может быть и во всем мире, наша коммуна единственное учреждение, которое взялось за совместное воспитание юношей и девушек в условиях общего интерната, и даже больше, в условиях общего коридора спален». Естественно, колонисты иногда влюблялись, и порою дело доходило до внебрачных отношений,– были случаи неудавшихся абортов или рождения детей. Уместным будет напомнить и о самоубийстве Чоботя из «Педагогической поэмы» – одного из лучших колонистов на почве любви. После этого случая Макаренко, как правило, давал возможность влюблённой паре (если такова действительно существовала) сделать выбор: или остаться в колонии, но избегать любых бо́льших отношений, кроме дружеских, или же выходить из коммуны для создания полноценной семьи.
Вышедшим из колонии семьям или некоторым отдельным, не ужившимся в коллективе личностям, предоставлялась денежная помощь по инициативе Макаренко. Делалось это для того, чтобы дать понять оступившемуся колонисту, что его не забыли и всегда помнят и ждут. И были случаи, когда беглецы во взрослую жизнь сами приходили из-за тяжёлых жизненных ситуаций назад в коммуну. Коллектив радостно принимал всех вернувшихся, но больше всех радовался, конечно, сам Антон Семёнович, так как больше стало одним колонистом, одним человеком в обществе, который сделал правильный выбор.
По своему национальному составу колония была не очень разношерстная. Примерный национальный состав коммуны я привёл в приложении Г (график 1 за 1934 год). Но всё же существовали некоторые нюансы на этой почве. Так, например, в «Педагогической поэме» мы можем найти пример национального характера: маленький цыганёнок, который был найден на Харьковском вокзале и приведён в колонию никак не мог отучится воровать. Он воровал не потому, что был голоден или ему чего-то не хватало, а просто из-за любопытства «попадусь – не попадусь». Когда перед ним возникала какая-то ценная вещь он не мог удержится: «глаза видят, руки тянутся, ноги бегут»… Неудивительно, что воровал он порой совершенно не нужные ему вещи: ножовка по металлу, гвоздик или играющую на солнце пуговицу с пиджака у какого-нибудь колониста.
Но педагогический гений Макаренко сразу понял, в чём дело. Когда беспризорником была совершена первая кража, Антон Семёнович сказал: «украдёшь и во второй раз» несмотря на все заверения и обещания цыганёнка. Так и случилось, кража повторилась. Макаренко снова сказал: «украдёшь и в третий раз». Но после третей кражи он заявил: «а с этого момента больше воровать не будешь». Нетрудно догадаться, что Антон Семёнович и на этот раз оказался прав – колонист, наконец, исправился.
Данный рассказ показывает как тонко Макаренко чувствовал все грани детской души, как видел все тёмные уголки совести и привычки. Он владел поистине великим педагогическим даром – даром предвидения.
Макаренко писал о том, что « .коллектив не должен быть обособленным в своем успехе и в своей стройности», что « .все детские колонии, могут переживать гордость своей организации на фоне общего развития».
Исходя из этого, он установил живую связь коммуны с рядом украинских детских учреждений, с колониями: Дергачевской, Глевской имени Т. Шевченко, колонией имени М. Горького, с харьковскими 82-й и 55-й школами для слепых (в данном случае Антон Семёнович также преследовал цели гуманистического воспитания) и другими организациями. Общение между ними, часто организуемые спортивные состязания, обмен опытом заметно обогащали каждое учреждение.
В коммуне итоги учебно-воспитательной работы подводились ежегодно. Здесь часто устраивались производственные и художественные выставки. В связи с этим из года в год накапливался большой материал, который дал возможность в 1935 г. организовать музей-архив. Это был специальный зал рядом с библиотекой, где были богато представлены экспонаты учебно-производственного и художественного характера.
Статьи о педагогике:
Система эвристических методов Г.Д. Балка
Система эвристических приемов Г.Д. Балка имеет в своей основе некоторые методы, рассмотренные выше, такие как введение вспомогательных неизвестных, преобразование задачи в равносильную ей, разбиение задачи на подзадачи. Однако, помимо того, важными для эвристических рассуждений автор считает методы ...
Общие основы физической подготовки
Физической подготовкой спортсмена принято называть воспитание физических качеств, проявляющихся в двигательных способностях, необходимых в спорте. Физическая подготовка связана с воспитанием двигательных способностей и обеспечивать спортсмену возможность выполнять движения с необходимой быстротой, ...
Содержание понятий «патриотизма» и «гражданственности»
Впервые слово «патриот» появилось в период Французской революции 1789 - 1793гг. Патриотами тогда себя называли себя борцы за народное дело, защитники республики в противовес изменникам, предателям родины из лагеря монархистов. «Патриот – это человек, любящий свое отечество, преданный своему народу, ...
Меню
- Главная
- Воспитание трудолюбия дошкольников
- История развития педагогики
- Физическая культура в младших классах
- Детская и юношеская субкультуры
- Развитие женского образования в России
- Психология и педагогика
- Перспективы образования