Воспитание настоящего гражданина
Из этого педагогического момента становится понятно насколько хорошо работала воспитательная система Макаренко на практике и каким тонким педагогическим чутьём он обладал.
При выходе из коммуны Дзержинского, этот колонист, кстати, стал, после соответствующего обучения, головой небольшого колхоза и составил много собственных методик по усовершенствованию труда. Однако, все его методики в общих чертах повторяли систему воспитания Макаренко,– ту систему, которая сделала из него настоящего Человека…
Заботясь о трудовом воспитании колонистов, Макаренко не забывал и об отдыхе.
Ежегодные летние походы были в жизни коммунаров самым радостным событием. Воспринимая их как отдых и развлечение, коммунары, конечно, даже не подозревали о том, какое громадное воспитательное значение придавал этим походам Макаренко. Непосредственное знакомство с родиной, с историческими местами, социалистическим строительством великой страны активизировало юношеские патриотические чувства и убеждения, которые с годами учебы и работы становились неотделимой частью мировоззрения коммунаров. Организуя своих воспитанников для преодоления всех трудностей, связанных с переездами, и лагерно-походной жизнью, начальник коммуны знал, каким могучим фактором культурно-политического, социального роста и физической закалки коммунаров являлись походы.
Воспитанники Макаренко, участники Великой Отечественной войны, все говорят о том, что эти тренировки во многом способствовали их подготовке к труднейшим напряжениям, неизбежным на фронте.
Можно привести пример (сокращённо) одного летнего похода из выписки газеты «Правда Украины» за август 1932 года:
«После интенсивной ударной работы (строительства завода и дополнительных корпусов) коммунары провели свой заслуженный отдых в Бердянске, на берегу моря. В течение этого месяца была развернута в полном объеме внешкольная работа, которая всегда преследовала цели культурного и политического роста воспитанников.
За месяц пребывания в Бердянске коммунары успели выпустить пять номеров газеты «Дзержинец в походе». Коммунары были страстными «газетчиками». С самых первых дней организации учреждения существовала своя газета «Дзержинец». Ее редактировал Макаренко. Материал всегда был в изобилии. Вторая газета – «Шарошка» – достигала иногда пяти метров в длину. Её иллюстрировали молодые художники-коммунары».
А через год,– 1 июля 1933 г. Макаренко, некоторые педагоги, организатор спорта и физкультуры, медицинский и технический персонал - всего 16 человек, вместе с коллективом воспитанников отправились в грандиозный поход, который по размаху и организационным трудностям считался в истории коммуны первым.
Колонна коммунаров состояла из 10 взводов. Шли, как обычно, военным строем, с оркестром и со знаменем. Во время похода коммунары подробно осмотрели: музей имени В.И. Ленина в Ульяновске, Горьковский автозавод, Балахнинскую бумажную фабрику, Сталинградский тракторный завод, цементные заводы в Новороссийске.
Путь был далекий, приходилось пользоваться различными видами транспорта. Прибыв по железной дороге из Харькова в Горький, вся группа на пароходе спустилась по Волге до Астрахани, отсюда по железной дороге – до Новороссийска, из Новороссийска на теплоходе – в Сочи. Здесь, в палатках, коммунары провели свой летний отдых, как всегда давший им новые знания, богатый опыт и тренировку, которые нельзя было получить в повседневной трудовой жизни в коммуне.
Макаренко со своими воспитанниками провел в Сочи ряд местных краеведческих и горных экскурсий. В конце августа весь коллектив двинулся в обратный путь на теплоходе по Черному морю до Севастополя. В Севастополе коммунары побывали в гостях у моряков крейсера «Червона Украина». Руководство этого крейсера несколько лет тому назад взяло шефство над коммуной, а взамен моряки получали от колонистов продукцию их заводов.
Приводимые факты, характеризуя содержание и форму летних походов, показывают, что Макаренко учил коммунаров не только хорошо трудиться, но и разумно отдыхать.
Рассмотрим же теперь более подробно (в хронологическом порядке) сведения о благосостоянии и технической организации труда в колонии им. Дзержинского. Но, для начала, я хотел бы сделать краткий очерк организации производства в колонии имени А. М. Горького с 1920 по 1927 гг. Это небольшое отступление от темы необходимо, чтобы понять принцип работы системы Макаренко (он возглавлял данную коммуну); кроме того, с воспитанников Горьковской колонии было создано ядро коллектива Дзержинской коммуны (в 1927 году, при переселении в пос. Новый Харьков, Харьковской обл.).
Статьи о педагогике:
Многообразие развивающей среды. Ее функции и принципы построения
Р Организующая функция имеет в своей основе цель предложить ребенку разнообразный материал для его активного участия в разных видах деятельности. В определенном смысле развивающая среда становится толчком для выбора ребенком того вида самостоятельной деятельности, который будет отвечать его интерес ...
Особенности использования драматической литературы для активизации познавательного
интереса на уроках литературного чтения в начальных классах
Построить процесс обучения невозможно без знания индивидуальных, возрастных и психологических особенностей детей. Начальный период школьной жизни занимает возрастной диапазон от 6-7 до 10-11 лет (1-4 классы). В младшем школьном возрасте дети располагают значительными резервами развития. Их выявлени ...
Теоретические позиции проектного обучения
Исходные теоретические позиции проектного обучения: - в центре внимания — ученик, содействие развитию его творческих способностей; - образовательный процесс строится не в логике учебного предмета, а в логике деятельности, имеющей личностный смысл для ученика, что повышает его мотивацию в учении; ...
Меню
- Главная
- Воспитание трудолюбия дошкольников
- История развития педагогики
- Физическая культура в младших классах
- Детская и юношеская субкультуры
- Развитие женского образования в России
- Психология и педагогика
- Перспективы образования