Воспитание настоящего гражданина
Доходы от мастерских дали коммунарам возможность к 1 июня 1930 г. перейти на самоокупаемость и отказаться от материальной помощи чекистов, на иждивении которых колония находилась с момента своего создания.
В это же время, по инициативе Макаренко, была введена заработная плата для коммунаров, которую он рассматривал как средств воспитания. Это было поистине одним из самых значительных событий в жизни коммуны.
После всех текущих взносов: на свое содержание, в «фонд командиров», на содержание младших товарищей, на займы (коммунары всегда были подписчиками), комсомольские взносы и карманные деньги,– размер которых для каждого воспитанника Макаренко определял сам, оставшаяся сумма от заработка, как неприкосновенный фонд, хранилась на сберегательной книжке коммунара до момента выхода его в «жизнь», в большинстве случаев до поступления в вуз.
В результате введения зарплаты усилилась ответственность коммунаров, повысилась производительность труда. 1 июня 1930 г. Макаренко записывает в дневнике: «В Коммуне сразу появился капитал - необходимое следствие производительного труда».
В коммуне очень быстро возникли новые, высшие формы производственного труда – социалистическое соревнование и ударничество.
Широко была распространена в коммуне стимулирующая форма поощрения – премирование. Виды его носили самый разнообразный характер, но всегда глубоко продуманного педагогического воздействия.
Получение зарплаты Макаренко считал важным событием в жизни своих воспитанников, поэтому он лично производил выдачу денег, чтобы иметь возможность делать необходимые разъяснения и внушения.
Как же распределялся заработок воспитанника? Макаренко поступал следующим образом: одну четвертую часть причитающихся воспитаннику денег отчислял на содержание младших членов большой семьи коммунаров, которые по своему возрасту и квалификации не окупали себя; другую четверть вносил в сберкассу на имя воспитанника; восьмую часть заработка передавал в распоряжение совета коммунаров на различные виды товарищеской взаимопомощи, в частности, на выплату дополнительной стипендии бывшим коммунарам, обучающимся в высших учебных заведениях, а также на организацию путешествий и других культурных мероприятий; остальные деньги, составлявшие три восьмых месячного заработка, зачислялись на личный счет коммунара.
Система эта была подкреплена соответствующими решениями общественных организаций коммуны и являлась результатом большой педагогической работы.
Что касается расходов на личные нужды, то и здесь был установлен определенный порядок. Воспитанник, получивший почетное звание коммунара, имел право взять из сберкассы через Макаренко необходимые ему деньги и израсходовать их по своему усмотрению, никому не отдавая в этом отчета. Рядовой воспитанник, не завоевавший еще доверия коллектива, должен был довести до сведения Макаренко, на что именно он израсходовал выданную ему из сберкассы сумму.
Таким образом, принятая в коммуне система расходования заработной платы была средством воспитания у коммунаров чувства коллективизма в широком смысле этого слова, чувства ответственности и заботы о младших членах коллектива.
Воспитанники приучались ценить труд и бережно относиться к деньгам, координировать личные и общественные интересы.
Какое громадное значение придавал Макаренко введению заработной платы коммунарам как воспитывающему средству, можно судить хотя бы на основании того, что впоследствии он счел нужным включить этот вопрос в свою «Методику организации воспитательного процесса» в форме программы педагогического наблюдения. Эта программа содержала следующие вопросы: материальное положение дома – в семье, заработок воспитанника на производстве, сколько он получает денег на руки, как их расходует, дорожит ли деньгами, стремится ли их сберегать, помогает ли семье и кому именно из членов семьи, товарищам, как расходует деньги, имеет ли склонность лучше одеваться, что покупает из одежды и т.п.
Зарплата коммунаров – это большая педагогическая проблема, получившая теоретическое обоснование и практическое осуществление в воспитательной системе Макаренко не просто отдельным пунктом, а в комплексе с другими воспитательными действиями; только комплексным влиянием различных факторов можно было успешно провести социализацию и реабилитацию коллектива подобного рода.
Статьи о педагогике:
Нравственная культура как философско-педагогическая проблема
Современная наука охватывает самые разнообразные области жизни и деятельности людей, проникает в тайны законов природы и общества. Но одними из самых привлекательных, важных и сложных объектов познания являются культура и ее носитель и творец - человек. Культура имеет много источников: и все то, чт ...
Морфологические категории прилагательного
Прилагательному как части речи свойственны морфологические категории рода, числа и падежа . Все эти категории у прилагательного – словоизменительные и выявляются синтаксически; морфологические значения прилагательных повторяют морфологические значения существительных, с которыми они согласуются. Ка ...
Основные задачи воспитания
Система воспитания призвана обеспечить: - формирование готовности и способности личности выполнять систему социальных ролей; - приобщение к мировой, национальной культуре и культуре своего края для развития духовности и культуры; - историческую преемственность поколений, сохранение, распространение ...
Меню
- Главная
- Воспитание трудолюбия дошкольников
- История развития педагогики
- Физическая культура в младших классах
- Детская и юношеская субкультуры
- Развитие женского образования в России
- Психология и педагогика
- Перспективы образования