Воспитание настоящего гражданина
Это было наглядным подтверждением того, что бывшие правонарушители и беспризорники имеют достаточно высокий уровень культуры и морали; кроме того, как побочный продукт воспитания, колония находилась на надлежащем индустриальном этапе развития.
Хочется упомянуть и об одном педагогическом приёме Макаренко, который использовался всегда при поступлении в колонию новых поселенцев.
Перед пришлыми беспризорниками и хулиганами выстраивался строй «коренных» колонистов; сверху он выглядел буквой «П». В центре этой торжественной линейки находилась огромная куча одежды и обуви, которая была раньше (до поступления в колонию) на «новеньких». Подавалась соответствующая команда, и вся эта одежда на площади поджигалась. Далее, когда куча горела, к новоприбывшим выходил А. С. Макаренко и говорил:
– «Вот видите – ваше прошлое горит. Ваши плохие слова и привычки, намерения и поступки. Отныне, вы – новые люди, начинающие новую жизнь. На вас новая и чистая одежда, поэтому ступайте в строй к другим ребятам и помните, что у вас впереди только светлое будущее».
Все приёмы и методы воспитания Макаренко можно охарактеризовать тремя основными принципами, без которых сама система, построенная на трудовом перевоспитании, была бы невозможной.
Первым, самым главным принципом А. С. Макаренко, было: «не пытайся требовать от колонистов сделать сразу всё по правилам. Старая жизнь неизменно будет давать о себе знать». От всех пришлых сорванцов он требовал вначале всего лишь три вещи: ночёвка только на территории коммуны, нетерпимость к пьянству, а также к воровству. По мере воспитания и улучшения поведения прибавлялись другие, более тонкие требования.
Второй, не менее важный принцип, заключался в том, что Макаренко не наказывал тех ребят, которым не доверял, не давая, впрочем, им ответственных поручений. Этим самым он давал коллективу колонии знать, что уважение и доверие к себе надо заслужить хорошими делами и послушанием: «ты не заслужил того, чтобы тебя наказывали».
Третий принцип жизни в коммуне: «кто работает, то и управляет» позволял каждому колонисту чувствовать себя относительно свободно. Ведь, даже тогда, когда мнение А. С. Макаренко не совпадало с решением, так называемого, «совета командиров», последнему предоставлялось заключительное слово в решении проблемы.
Стоит упомянуть и о том, что даже Макаренко никогда бы не заставил работать совершенно новый, набранный на улице коллектив подростков-правонарушителей. Эта горькая правда была очевидна, когда Макаренко только начинал свою деятельность в колонии им. Горького. Более подробно педагогическую работу в этой колонии я описал в главе «Колония. Начало».
Вся суть и соль его методики заключалась в присоединении к большому, хорошо слаженному и проверенному трудовому коллективу воспитанников, малой (раз в 10-20 меньше) группы бывших сорванцов и хулиганов. На фоне общего порядка и самоотверженного труда «старых» колонистов, «новенькие» также начинали без особых проблем привлекаться к данным работам, чтобы не чувствовать себя «белой вороной» в коммуне. Объясняется это спецификой подросткового возраста: «я делаю то, что и все. Я хочу равняться на других, особенно старших товарищей». Если учесть, что основной возраст поступающих в колонию детей был от 12 до 16 лет, становится понятным, почему система Макаренко работала практически без сбоев.
Естественно, что воспитанники были самые разные, и порою они просто не могли перевоспитаться, настроится на общий лад. Были случаи рецидива: совершались кражи, были побеги из колонии (большинство, потом, возвращалось обратно), и, даже, случай убийства новорожденного ребёнка. Но, к счастью, такие случаи были сравнительно редки, а рецидивистов – мало. Для сравнения количества уходов и исключений из колонии в приложении Г (график 2) приводятся данные за 1934 г. Эти цифры свидетельствуют о том, что борьба коллектива за сознательную дисциплину шла настойчиво и непрерывно. С упорными нарушителями дисциплины коллектив поступал строго.
Всё вышесказанное даёт мне право утверждать, что воспитание в коммуне им. Дзержинского было очень конструктивным, несмотря на проблемы общества того времени. Социализация и реабилитация колонистов по системе Макаренко выполнялась на 80-90%. Лишь немногие с бывших воспитанников снова становились на скользкий путь преступления.
Статьи о педагогике:
Правовое воспитание школьников как средство коррекции
Школьники с противоправным поведением имеют, как правило, довольно низкий уровень нравственно-правовой культуры. В юридической и специальной психолого-педагогической литературе, анализирующей правосознание подростков с девиантным поведением, выделяются следующие его особенности. Во-первых, это ...
Эмпирическое исследование особенностей обучения детей с задержкой
психического развития в инклюзивной школе
Исследование особенностей обучения учащихся первых классов с задержкой психического развития проводилось в первых классах ГОУ СОШ № 518 г. Москвы и специальной коррекционной начальной школы – детского сада VII вида № 1822г. Москвы в октябре 2010 года и в марте-апреле 2011 года. Цель эмпирического и ...
Образовательная система в колонии
В своем опыте Макаренко успешно соединял умственный труд с физическим, осуществляя одно из основных положений марксистской педагогики. Коммунары впоследствии, как известно, четыре часа в младших и пять часов в старших классах учились в общеобразовательной школе, а четыре часа работали на производст ...
Меню
- Главная
- Воспитание трудолюбия дошкольников
- История развития педагогики
- Физическая культура в младших классах
- Детская и юношеская субкультуры
- Развитие женского образования в России
- Психология и педагогика
- Перспективы образования