Детский производительный труд в мастерских коммуны имени Ф. Э. Дзержинского

Страница 1

В период с 1927 по 1929 год в коммуне имени Дзержинского существовали учебные мастерские: слесарно-механическая, деревообделочная, швейная и сапожная. Кроме того, была организована кузница. Задача учебных мастерских заключалась в том, чтобы приобщить воспитанников, бывших беспризорных детей, к трудовой жизни и в условиях борьбы за создание советского коллектива воспитать черты коммунистической личности. Кроме того, на фоне общего трудового воспитания коммунары овладевали определенной рабочей специальностью, что сообщало им чувство уверенности относительно их материального благополучия после выхода из коммуны. Таким образом, обучение в мастерских представляло собой своеобразную форму подготовки рабочих кадров, хотя и не совпадающую полностью с задачами школ ФЗУ. Это своеобразие было обусловлено тем, что обучение специальности происходило вне фабрично-заводской обстановки, независимо от плана воспроизводства рабочей силы на предприятии.

Поскольку подготовка специалиста сочеталась с участием в общей трудовой жизни коммуны, установление точных, определенных сроков производственного обучения в рассматриваемых условиях не имело значения. Однако обучение все-таки производилось по программам, которые разрабатывались инструкторами мастерских с участием работников отдела народного образования, а для определения рабочей квалификации коммунаров периодически назначались комиссии. Так, например, в учебно-производственном плане коммуны за 1928 г. читаем: «Подготовить учебные мастерские 1 августа к проведению экзаменационных работ для определения квалификации каждого коммунара, для чего подготовить соответствующие рабочие книжки и все сведения о каждом коммунаре, и пройденном им курсе и выполненных заданиях».

Уже спустя год после организации коммуны, наметилась тенденция развития мастерских «в сторону серьезного производства»,– как это отмечает Макаренко в «Материалах к докладу о работе коммуны им. Дзержинского». Задачи мастерских на этом этапе Макаренко определил следующим образом: «Нужно найти средний путь: сохраняя общий деловой производственный уклон с применением стандартизации, в то же время обеспечить постоянный процесс рабочего совершенствования ребят». Таким образом, коммуна пошла по пути разумного сочетания учебных и хозяйственных задач.

Это направление соответствующим образом отразилось в построении программ производственного обучения. В программах видное место было отведено изготовлению законченной продукции, а отдельные операции и тренировочные работы были сведены до необходимого минимума. В обучении преимущество отдавалось предметному методу, т. е. навыки, умения и приемы приобретались коммунарами, главным образом, в процессе изготовления отдельных предметов. Предметный метод, в свою очередь, требовал подготовки специалиста широкого профиля, способного выполнить от начала до конца все операции, связанные с производством данной вещи. Многообразие рабочих функций давало возможность перебросить коммунаров с одного места на другое в зависимости от нужд производства.

В коммуне возникла практика учебно-производственных заданий, представляющих собой план выпуска мастерскими готовой продукции. В задания включались программные и другие посильные работы, выполняемые для собственных нужд коммуны и в порядке заказов от различных организаций. В результате этого у коммунаров воспитывалось отношение к труду как к общественно-полезной деятельности. Целенаправленный труд дзержинцев служил могучим стимулом для повышения эффективности производственного обучения.

Страницы: 1 2 3 4


Статьи о педагогике:

Учебное проектирование в практике современного образования
Учебное проектирование всё смелее входит в практику современного образования. Уже многие учебные учреждения готовы показать результаты работы детей, выполнивших те или иные проекты. К демонстрации этих достижений стимулирует система смотров, конкурсов, конференций, которая организована учреждениями ...

Психолого-педагогическая характеристика детей с ОНР
Общее недоразвитие речи — различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте. Впервые теоретическое обоснование общего недоразвития речи было сформулиров ...

Глобальная компьютерная сеть Интернет и ее использование в образовательных целях
Создание компьютерных сетей предоставило человечеству абсолютно новый способ обучения. Новейшие достижения в технологии передачи данных с учетом последних изобретений в области мультимедиа открывают неограниченные возможности по обработке и передаче данных практически в любую точку земного шара. Не ...

Меню

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.mainedu.ru