Организация и проведение индивидуальных и групповых форм на уроках математики
У многих маленьких учеников развивается чувство школьной тревожности, неуверенности и в себе, что временами приводит к нежеланию посещать школу, снижается интерес к познанию. Вот почему с первого дня учебы в школе необходимо создать такие условия, при которых ребенок «мог бы самоутвердиться, обрести уверенность и в своих возможностях А достичь этого можно путем организации учебной деятельности школьников в группах.
Традиционная методика работы с детьми не предусматривает стремление ученика к сотрудничеству, взаимной помощи, совместному обсуждению изучаемого материала. Между ними всегда действует посредник — учитель
Альтернативой такой организации учебного процесса является взаимосотрудничество детей, которое организует учитель
В данном случае ученики сотрудничают, а учитель строит их отношения и в то же время каждому уделяет особое внимание. Однако сотрудничеству надо учить, и обучение лучше всего начинать с организации групповой работы.
Первые пробы организации групповой работы детей чаще всего оказываются безуспешными (шум, неумение детей действовать совместно, умеренный темп проведения урока), и учителя часто отказываются от такой формы работы.
В маленькой группе, где несколько учеников, ребенок чувствует себя комфортно. Он может высказать свои мысли, доводы, предположения не боясь и по стесняясь, может поспорить, принять участие в обсуждении.
Основной целью групповой работы является развитие мышления учащихся. В то же время эффективность групповой работы проявляется и в скорости решения задач, и в создании благоприятных условий для учебного самоопределения, и в формировании навыков организаторской работы, и, пожалуй, самое важное, в формировании рефлексивных способностей учащихся.
Для работы в группах ученики должны усвоить и соблюдать правила и нормы, к которым относятся:
— правила поднятой руки. Таким образом дети сообщают о желании выступить (что-то рассказать, ответить на вопрос и т. д.);
— очередность выступлений, сохранение которой воспитывает умение внимательно слушать сообщение каждого участника группы;
— использование специальных знаков общения (сигнальные карточки: «+» — согласны, «—» — не согласны, «?» проблема, вопрос и т. д.); право каждого члена группы на высказывание собственных мыслей, предложений, которые согласовываются с остальными участниками группы;
— высказывания должны быть понятными для всех. При объединении детей в группы необходимо:
—учитывать, индивидуальные особенности школьников (только на первоначальном этапе, потом дети должны приобрести навык отношений с многочисленными партнерами);
— слабому ученику подбирать не просто хорошо успевающего, а терпеливого, добросовестного партнера, который в доступный форме объяснит непонятный материал;
— отказаться от такого наказания младших школьников, работать в группах;
— работу учеников в одной группе оценивать одинаково.
Вклад группы в общее дело определяется через самооценку и взаимооценку;
оценивать работу группы, особенно в подготовительном классе, в первую очередь учитывая личностные качества школьника, а потом — учебные;
— во время совместной деятельности нельзя требовать абсолютной тишины: дети должны обсуждать вопросы и ответы, высказывать свои мысли и предложения. Необходимо только путем убеждения бороться с выкриками и разговорами во весь голос;
— чтобы не вызвать у детей излишней переутомленности, заниматься групповой работой можно в подготовительном классе на протяжении 5—7 мин, на четвертом году обучения — 15—20 мин.
С течением времени у детей может ослабиться интерес к групповой работе. Они начинают склоняться к индивидуальной и парной форме учебной деятельности. Однако надо помнить, что участников парной работы необходимо время от времени менять, дабы дать им возможность приобрести навыки взаимоотношений как можно с большим количеством одноклассников.
Использование групповой работы требует серьезной и кропотливой подготовки к уроку. Только в таком случае, возрастает объем и глубина усваиваемого детьми материала, меньше времени затрачивается на формирование понятий и выработку умений и навыков, ученики комфортно чувствуют себя на уроках, возрастает их познавательная активность.
Статьи о педагогике:
Диагностика уровня сформированности творческих способностей
младших школьников
Для изучения творческих способностей детей младшего школьного возраста на базе МАОУ СОШ №31 города Ишима Тюменской области был проведен эксперимент. В эксперименте приняли участие учащиеся 2 «Е» и 2 «А» классов в количестве 22 человека. 2 «Е» составил экспериментальную группу, 2 «А» контрольную (по ...
Разработка предложений по выполнению творческих проектов ученикам 7-го
класса
На выбор темы для творческого проекта меня натолкнула педагогическая практика проходившая в феврале- марте 2012 года. Придя со своими коллегами практикантами в МОК №2 г. Воронежа. После первых нескольких занятий проведенных вместе с преподавателем, мы столкнулись с проблемой оснащения учебных масте ...
Япония: культурные традиции в социализации детей и юношества
Особенностью приобщения японских подростков и юношества к нормам поведения в обществе является развитие группового сознания. Начинается социализация в семье, которая, как зеркало, отражает социальную психологию нации. Каждая нация культивирует свою, неизменную в главном, присущую только ей атмосфер ...
Меню
- Главная
- Воспитание трудолюбия дошкольников
- История развития педагогики
- Физическая культура в младших классах
- Детская и юношеская субкультуры
- Развитие женского образования в России
- Психология и педагогика
- Перспективы образования