Этапы формирования знаний и умений в процессе обучения
Источниками знаний в обучении истории служат люди, а также книги, картины, кинофильмы, бытовые вещи и т. д.
Во избежание недоразумений, оговорим различие между понятиями «исторические источники» и «источники исторических знаний школьников». Первое, заимствованное в исторической науке, означает документальные первоисточники, на основании которых историк устанавливает и проверяет исторические факты. В этом же смысле оно используется и в методике обучения. Мы будем называть их первоисточниками. «Источники исторических знаний» — понятие педагогическое. Оно шире первого и включает, кроме первоисточников, также источники, содержащие знания, обработанные и систематизированные наукой, отраженные искусством. Первоисточники являются одним из видов используемых в обучении источников исторических знаний.
Источниками исторических знаний для школьников наряду с учителем и учебными пособиями служат и другие носители исторической информации: музеи, документальные и игровые кинофильмы, памятники, газеты и т. п. Учащиеся черпают в них исторические знания как в процессе обучения, так и вне его.
В методической литературе источники исторических знаний группируются обычно по внешнему признаку — по характеру восприятия заключенной в них информации нашими органами чувств. Различают устное изложение, текст, наглядность. Эти большие группы делятся на более частные. Так, детальную классификацию форм устного изложения разработал А.А. Вагин, а средств наглядности — Д.Н. Никифоров.
Мы группируем источники по характеру знаний, которые могут быть в них почерпнуты, и по той познавательном деятельности, которая необходима для осознанного усвоения этих знаний. Такая группировка призвана помочь определению роли и места, различных источников в обучении, их отбору и методическому использованию. Работа с научно обработанными материалами отличается от работы с документами. В силу этого источники исторических знаний мы делим на следующие основные группы:
1) произведения классиков, документы правительства, международные документы, являющиеся первоисточниками, но вместе с тем содержащие глубокие научные обобщения, оценку фактов, важнейшие мировоззренческие выводы;
2) документальные исторические источники, научная обработка которых не вышла за пределы их отбора, адаптации, комментирования;
3) источники, содержащие научно обработанные знания с известной их систематизацией, объяснением и оценкой фактов;
4) источники, воссоздающие прошлое средствами искусства. Некоторые группы источников исторических знаний, в свою очередь, делятся по форме, в которой исторические знания в них выражены, — слово, условный знак, зрительный образ.
Источники исторических знаний оформляются в виде учебных пособий; некоторые из пособий содержат различные по характеру источники. Например, в учебник включены разнообразные виды текстовых и иллюстративных источников. Учитель также использует в изложении материала различные источники знаний, основу изложения составляют, как правило, научно обработанные и систематизированные знания, но учитель может включить в него отрывок из исторического документа, художественного произведения и т. д .
Например, в учебнике И.А. Коляды История Украины 7 класс на уроках изучения нового материала по теме «Древняя история Украины» большое внимание уделяются формированию следующих знаний, умений и навыков:
1. Периодизация истории Украины (ознакомление с понятиями:палеолит, мезолит, неолит, энеолит).
2. Ознакомление с достижениями людей в период трипольской культуры.
3. Формирование религиозных представлений и развитие искусства.
4. Общественное устройство.
Учитель знакомит учащихся с новыми понятиями, такими, как: «археологическая культура», «исторические источники». В ходе объяснения учителя учащиеся осознают, что наряду с вещественными памятниками истории Украины можно изучать по легендам, песням, пересказам, документам и т.д. Учащиеся записывают изученные новые понятия в свои тетради (словари).
Существенное значение для работы с источниками имеет и техническая сторона их оформления: экранизация, издание в качестве настенных и настольных пособий, экспозиция коллекций, изготовление самодельных пособий.
Документы, сочетая в себе черты исторических первоисточников и величайших научных исследований, содержат непревзойденные образцы анализа и оценки явлений, глубокие мировоззренческие выводы и обобщения. Они составляют особую группу источников знаний, имеющую в обучении истории огромное познавательное, воспитательное и развивающее значение.
Документальные исторические источники (первоисточники). Первоисточники в исторической науке, а отсюда и в обучении истории отличаются большим многообразием. От формы, в которой сохраняются в первоисточнике сведения об отразившейся в нем эпохе, от языка, которым он о ней. рассказывает, в большой мере зависит и методика прочтения его содержания. Все это требует тщательного учета образовательно-воспитательных возможностей, заключенных в источниках, и гибкой методики их использования.
Статьи о педагогике:
Особенности трудового процесса при освоении профессии «слесарь-ремонтник»
На предприятиях различных отраслей хозяйства сосредоточено великое множество различных машин и механизмов. Бесперебойная работа всех этих механизмов, а значит и выпуск продукции, зависит от слесарей-ремонтников. Слесари-ремонтники производят текущий, средний и капитальный ремонт, а также монтаж, пр ...
Понятие и сущность познавательного интереса
Интерес- форма проявления познавательной потребности, обеспечивающий направленность личности на осознание целей деятельности и тем самым способствующая ориентировке, ознакомлению с новыми фактами, более полному и глубокому отражению действительности. Удовлетворение интереса не введёт к её участию, ...
Педагогика: объект, предмет, задачи, функции, методы
Педагогика (пайд - дитя, гогос - веду), искусство о воспитании, обучении и образовании человека. - наука о целенаправленном процессе передачи человеческого опыта и подготовки подрастающего поколения к жизни и деятельности; - наука о сущности, закономерностях, принципах, методах и формах обучения и ...
Меню
- Главная
- Воспитание трудолюбия дошкольников
- История развития педагогики
- Физическая культура в младших классах
- Детская и юношеская субкультуры
- Развитие женского образования в России
- Психология и педагогика
- Перспективы образования